Фольклорная композиция КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА
Автор-составитель - Николай Иванович Андреев, председатель методического объединения учителей фольклорного отделения. Использованы народные напевы Нижегородской области.
Материал опубликован в журнале "Народное творчество" №4, 2004.
Действующие лица: Кот, Петух, Лиса, Дед Егор, Лошадь, Мальчик, Девочка, Дети.
Оформление сцены: Задник и кулисы с изображением леса. На первом плане слева кусты, перед ними пенёк. Справа избушка, плетень, перед избушкой длинная лавка.
Звучат наигрыш на гармони. На сцену с шумом выбегают дети и заводят игры: салочки, жмурки, скакали и т.п. На первый план выбегает мальчик.
Мальчик: Дед Егор едет!
Дети перестраиваются в диагональ и поют (пример 1).
На сцену выходит Дед Егор, он ведёт за собой лошадь.
Дети:
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге. На скрипучей лошади.
Сапоги на нём с карманом, А жилетка с каблуком,
Подпоясался дубиной, опирался кушаком.
Дети окружают деда, не дают ему пройти, выкрикивают дразнилку:
Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке,
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс.
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Дед машет кнутом.
Дед Егор: Вот я вас сейчас!
Дети отбегают на третий план. Лошадь убегает за кулисы. Дед выходит на первый план, садиться на пенёк.
Дед Егор: Ах, озорники, лошадь из-за них упустил.
Дети подходят ближе. Вперед выходит девочка.
Девочка: Дед, а дед.
Дед Егор: Чаво тебе? Девочка: Расскажи сказку.
Дед Егор: Сказку?
Девочка: Пожалуйста.
Дети окружают деда и просят:
Дети: Расскажи, расскажи сказку, дедушка!
Дед Егор: Цыц! /все замолкают/ Ну ладно, слушайте.
Дети рассаживаются вокруг деда.
Дед Егор: Жили-были в одной избушке на краю леса кот да петух.
Девочка: Кот?
Дед: Ну да, кот.
Из числа детей один надевает маску кота и выходит на авансцену, его сопровождают мальчик и девочка. Звучит наигрыш на балалайке – «У кота-воркота»
Девочка:
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Мальчик:
Выйдет котя из ворот
Всполошиться весь народ,
И петух и курица
С деревенской улицы.
Дети:
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать!
Кот: Мяу!/отходит к избушке и садится за лавку/
Мальчик: А с ним петух?
Дед: И петух.
На авансцену выходит ребёнок в маске петуха. Звучит наигрыш на гармони «Барыня».
Мальчик:
Идёт петушок.
Красный гребешок,
Хвост - узорами,
Сапоги со шпорами.
Девочка:
Двойная бородка.
Частая походка.
Утром рано встает.
Звонки песенки поёт.
Петух: Ку-ка-ре-ку! /отходит и садиться рядом с котом /
Дед Егор:
Славно жили, не тужили.
Не ругались, а дружили.
Bсё друг дружке помогали.
Да на ложечках играли.
Кот, петух и с ними детский ансамбль исполняют наигрыш на ложках под аккомпанемент гармони и балалайки.
Дед Егор:
По утрам наш петух
Разбужал всех вокруг.
Только песню запоет.
Сразу солнышко встает.
Выбегут на двор ребятки.
Засверкают только пятки.
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Дети выбегают на авансцену и исполняют закличку (пример 2):
Солшышко солнышко.
Выгляни в окошечко.
Солнышко, покажись.
Красное, снарядись.
Выйди поскорей.
Будь к нам подобрей.
Дай нам светичко, тёплого летичка.
Рано-рано вставай. Своих деток согревай!
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Дети выстраиваются на первом плане.
Девочка:
И кота любили дети.
Нет его добрей на свете.
Днём на тёплой печке спал.
Ночью байки распевал.
Мальчик:
Матки котю уважали
И сметанкой угощали.
Звали в дом мышей гонять.
Колыбельку покачать.
Кот: Мяу!
Дети исполняют колыбельную (пример 3):
Котя, котинька, коток, Котя - серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать,мою детыньку качать.
Уж как я тебе, коту за работу заплачу,
Дам кусочек пирога, полну мяску молока.
Кот: Мяу!
Дед Егор: Вот однажды пошел кот в лес дрова рубить.
Кот:
Я топор возьму,
По дрова пойду
Коли нечем печь топить.
Как тогда обед варить? Дети заводят хоровод, кот собирается и уходит за кулисы. Дети поют (пример 4):
Я на камушке сижу,
Я топор в руках держу.
Я топор в руках держу.
Им я колышки тешу.
Уж я колышки тешу,
Огород горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не забегала:
Волк а лисица,
Бобёр к куница,
Заинька усатый,
Мишка толстопятый.
Дети окружают Деда.
Дед Егор: Проведала лиса, что кота дома нет.
Девочка: Лиса?
Дед: Она плутовка.
На авансцену выходит ребёнок в маске лисы.
Мальчик:
Рыжая лисица
Бегать мастерица.
По лесу бежала,
Зайца догоняла.
Дети: В ямку бух!
Лиса /подходит к избушке/:
Да здесь петух!
Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Маслена головушка.
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко.
Дам тебе горошка!
Петух: Нет, лиса, не обманешь. Да вон девки идут, уноси ноги.
Лиса прячется за куст. Выходит хоровод девочек, они поют(пример 5):
Плетень, заплетися.
Золотая труба.
Завяжись узлом.
Из-за горы девка
Гусей выгоняла:
Тига серы домой
Тига-тига гуси
Я сама гуськом.
Гуськом сереньким.
Хоровод удаляется, лиса подбегает к избушке.
Лиса:
Девки проходили. Просо обронили.
Куры клюют, петухам не дают!
Петух: Нет, лиса не обманешь. Да вон парни идут, уходи покуда цела.
Вперёд выходят мальчики, они поют и выстраиваются в линию. Напротив них встают девочки. Мальчик и девочки поют поочереди (пример 6):
А мы землю пахали, пахали.
Oй дид-ладо пахали, пахали.
А мы просо сеяли сеяли
Ой дид-ладо сеяли сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем
Ой дид-ладо вытопчем, вытопчем.
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой дид-ладо вытоптать, вытоптать?
А мы коней выпустим, выпустим;
Ой дид-ладо выпустим, выпустим.
А мы кожей выловим, выловим
Ой, дид-ладо выловим, выловим.
А мы коней выкупим, выкупим
Ой дид-ладо выкупим, выкупим.
А чем же вам выкупить, выкупить
Ой дид-ладо выкупить, выкупить?
Мы дадим вам девицу, девицу
Ой, дид-ладо девицу, девицу.
Мы выберем лучше всех, лучше всех
Ой, дид-ладо лучше всех, лучше всех!
Хоровод перестраивается парами и встаёт в полукруг на втором плане. лиса подбегает к избушке.
Лиса:
Парни приходили, орехов приносили.
Девок угощали. Петушка зазывали:
Пойдём с нами играть. Будем песни распевать! Дети исполняют игровой хоровод «Селезень и утица» (пример 7):
Селезень ловил утицу.
Молодой ловил серую.
Пойдём утица домой,
Пойдём серая домой.
У тя семеро детей.
Восьмой селезень.
Петух выбегает из избушки и играет вместе с детьми. Лиса включается в игру, ловит петуха и уводит за кулисы. Игра заканчивается, дети окружают деда.
Девочка: Дед, а дед, а дальше-то что было?
Мальчик: Неужели лиса его съест?
Дед Егор: А дальше вот что.
Лиса тащит петуха через сцену, петух упирается и кричит.
Петух:
Несёт меня лиса
За тёмные леса.
За быстрые реки.
За высокие горы.
Ку-ка-ре-ку!
На авансцену выбегает кот.
Кот:
Никак мой дружок-петушок в беду попал.
Возьму-ка я гусельки - золотые струночки,
Побегу скорей на выручку.
Подходит к избушке, берёт гусли.
Дед Егор /детям/: А вы что же сидите? На подмогу друзьям поспешите?
Дети выстраиваются полукругом, вперёд выходит кот и запевает (пример 8).
Кот:
Трень-брень, гусельки.
Золотые струночки.
Ещё дома ли лиса,
Ещё дома ли кума?
Во своей ли норочке.
Во своём ли гнёздочке?
Лиса:
Выйду, выйду посмотрю
Кто на двор ко мне идёт.
Кто во гусельки бьет.
Кто так сладко поёт?
Звучит наигрыш на гармони. Кот приглашает лису танцевать. Дети поют и танцуют.
Дети поют (пример 9):
Чиж, чиж, чижичёк,
Деревенский мужичек
Мы тебя поили, мы тебя кормили
На ноги поставили.
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Лиса кружится, в танце и падает без сил. Выбегает на авансцену петух.
Петух:
Вот спасибо вам друзья
От лисы спасли меня.
Буду снова по утрам
Песни петь на радость вам.
Ку-ка-ре-ку!
Продолжается танец. На сцену выбегает лошадь и пускается в присядку. Дед её ловит и уводит за собой, а за ними уходят и все дети.