Информационные технологии преподавания

foto Adaeva Natalya Anatolevna Информационные технологии преподавания
теоретических дисциплин
в детской школе искусств (из опыта работы МОУ ДОД ДШИ №2,
г. Саров Нижегородской области)

Адаева Наталья Анатольевна,
преподаватель курса «Беседы об искусстве»,
кандидат философских наук

В детской среде влияние информационных технологий на современном этапе особенно заметно. Это происходит потому, что с помощью компьютера высокая потребность детей в общении находит успешную реализацию. Компьютерные игры имитируют общение и создают ситуацию успеха. Общение с помощью мобильных телефонов и Интернета позволяет детям формировать и поддерживать групповую целостность с ее ролевой структурой при отсутствии личных встреч.
Оказавшись по каким-либо причинам в условиях стресса, ребенок теперь имеет возможность сформировать компенсирующее обезличенное общение, в ходе которого он остается наедине только с информационными ресурсами. Именно стрессовые ситуации приводят к формированию зависимости от виртуального общения. Стресс, не компенсированный общением с окружающими, в первую очередь, с родителями и учителями, становится причиной того разрушительного влияния на состояние здоровья ребенка, на его поведение и успехи в учебе, которое часто ассоциируется с возрастанием роли компьютера в повседневной жизни. Между тем, в современных информационных технологиях заложены возможности не только для нейтрализации разрушительного влияния компьютерной зависимости, но и для формирования гармоничной личности ребенка. Для этого требуется включение получаемой с помощью компьютера информации в ткань общения с родителями informatsionnie tehnologii prepodavaniya intellektualniy marafon и учителями.
Преподавание дисциплин теоретического цикла (прежде всего, курса «Беседы об искусстве»), в детских школах искусств как нельзя лучше подходит для использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.
Использование ИКТ дает возможность ученику самому участвовать в формировании информационного пространства. Особые возможности у детей появляются благодаря созданию детской школой искусств сайта в Интернете. Здесь ребенок получает возможность стать в один ряд со всеми творческими людьми, обрести ту опору для своего творчества, которую он не всегда чувствует на концертах и выставках. Здесь он может предстать не только в роли творческого человека, но и в роли критика, осмысляющего творчество, дающего ему оценку. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета помогут расширить и углубить теоретические знания и найти партнеров по общению.
Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность informatsionnie tehnologii prepodavaniya Lenta vremeni 1 получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков – одно из требований времени. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.
Данная статья является обобщением педагогического опыта в Детской школе искусств №2 г. Саров Нижегородской области. Она содержит разделы, в которых описывается методика использования ИКТ в различных сферах деятельности педагога теоретических дисциплин.
Использование электронных презентаций Microsoft PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока. Например, «Творчество Ван Гога», «Архитектура Древней Греции» и т.д. Шрифт букв используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним или двумя цветами, расположение на заднем плане репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок в определённом порядке и т.д. На следующих слайдах устанавливаются тексты или картинки, а также то и другое. При составлении презентации учителю важно подобрать материал высокого качества, без искажения цвета, informatsionnie tehnologii prepodavaniya Lenta vremeni 2 высокого разрешения. Можно использовать различные анимационные эффекты. Это способствует повышению внимания детей и радует глаз. Использование перечня чего-либо обязательно предполагает появление каждой новой позиции (например, перечисление особенностей художественных стилей разных эпох). Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты, которые следует детям записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации. Это освобождает учителя от продиктовки и позволяет ребёнку работать в привычном для него темпе. Важно, чтобы текст был очень лаконичным и был написан крупными буквами.
Презентация удобна и для организации проверки знаний. Эта проверка может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками располагаются перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком. В последнем случае продумывается последовательность контрольного урока с учетом знаний детей и может быть организована, например, в виде викторины. Каждый слайд содержит репродукцию картины. Учитель показывает на экране монитора последовательно слайды с изображением произведений искусства, дети записывают в тетрадь ответ на вопрос, связанный с этим произведением. Такие викторины используются как для закрепления материала урока, так и для проверки знаний, полученных за учебную четверть или полугодие. Использование викторин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зрительной памяти. Викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие.
Использование цифровых технологий делает учебный процесс интерактивным. Это позволяет informatsionnie tehnologii prepodavaniya olimpiada po istorii iskusstv учителю успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степенью заинтересованности в предмете. Чаще всего мы не задаём домашних заданий. Но творчески активные дети обращаются к учителю с просьбами «скачать» программу, воспользоваться электронным диском и т.д. Они составляют презентации самостоятельно, выступают с докладами в общеобразовательных школах или на конференциях. Так, например, ученица третьего курса отделения «Художественной вышивки и моделирования одежды» Каплина Настя составила презентацию к своему докладу на итоговой аттестации по иностранному языку. Тема выступления «Творчество Тёрнера». Ученица первого курса Театрально-декорационного отделения Бахарева Надя составляет кроссворды по истории искусств, и использует при этом «картинки». Она научилась красочно оформлять и рефераты. Дома она всегда готовится к контрольным урокам, пролистывая презентации учителя.
Использование информационных технологий помогает разнообразить внеклассную работу. Так, в декабре 2007г. был проведён «Интеллектуальный марафон». Эта игровая форма включала в себя соревновательный элемент. Детям необходимо было набрать как можно больше баллов за устные и письменные задания. Задания в виде презентации в программе Microsoft PowerPoint выводились на экран, были яркими и лаконичными. Производился подсчёт баллов, и определялись победители интеллектуального марафона. Такая игра проводилась в каждой учебной группе, но набор вопросов и заданий соответствовал объёму пройденного материала и возрастом детей.
Интересной формой внеклассной работы стала «Олимпиада по истории искусств», которая проводилась в рамках школьного informatsionnie tehnologii prepodavaniya perviy slayd dlya uroka na vtorom kurse образовательного форума «Школа искусств – детям третьего тысячелетия» в ноябре 2006 года. Она являлась итогом изучения темы «Искусство Возрождения» на третьем курсе и проходила в форме состязания между двумя командами. Целями олимпиады было создание условий для демонстрации знаний по предмету, активизации творческих способностей детей, развития интереса к истории искусств.
В ходе состязания дети отвечали на вопросы, узнавали художественные произведения, разгадывали кроссворды, узнавали картины по фрагменту и по словесному описанию и т.д. Каждая команда поддерживалась своей группой болельщиков, которые также были вовлечены в соревнование. Результаты конкурсов оценивало жюри. На протяжении всего мероприятия использовалась мультимедийная техника. На экран выводились репродукции картин и тексты вопросов. Красочная заставка создавала атмосферу творчества и сопричастности к миру искусства. informatsionnie tehnologii prepodavaniya zastavka k olimpiade На школьном сайте art2sarov.ru создан раздел «Домашнее задание». Эта методика разработана и предложена впервые. Взаимодействие учителя с учениками происходит заочно. Со своего домашнего компьютера ребёнок читает вопросы, подготовленные преподавателем. Ответ он может отправить сразу на электронный адрес учителя. Во многих вопросах, размещенных на сайте, содержатся гиперссылки, которыми можно воспользоваться при ответе на заданный вопрос. Гиперссылки открывают страницы специализированных сайтов. Например, страничку с историей создания и появления в экспозиции музея «Лувр» трех шедевров Венеры Милосской, Ники Самофракийской и Джоконды. Это даёт возможность ученику знакомиться с новыми познавательными сайтами, расширять кругозор, informatsionnie tehnologii prepodavaniya Stranitsa testa 1 самостоятельно учиться, повышать свой интеллектуальный уровень, ощущать сопричастность процессу развития искусства. Учитель обсуждает на уроке и оценивает работу ученика.
На сайте установлено более 50 вопросов домашнего задания, и число их продолжает увеличиваться. Это и викторины, и кроссворды, и занимательные задачи, и т.д. Постепенно и ученики включаются в процесс составления заданий. Например, лучшие кроссворды, выполненные на уроке учениками, помещаются на сайте. Имя и фамилия автора указываются обязательно. «Домашнее задание» как форма работы с учениками даёт возможность развить у них интерес к предмету, проявить творчество, выделиться среди других учеников. В процесс работы включаются и родители, которые хотят помочь своему ребёнку или больше узнать об искусстве. Страница «Домашнее задание» – особая форма учебного процесса. Место у компьютера в восприятии родителей ассоциировано с бессмысленным времяпровождением за играми, легкомысленным общением в чатах и просмотром развлекательных сайтов. Благодаря ресурсу «Домашнее задание» оно приобретает качество исследовательского полигона, на котором моделируются события из истории мировой культуры. Исключительность и нестандартность подхода к использованию цифровых технологий в образовательном процессе, воплощенная в разделе сайта «Домашнее задание», требует изучения возможностей и дальнейшего развития этой методики обучения. Имеет смысл формирование серии аналогичных ресурсов в Интернете с развитием межшкольных контактов.
Возможности компьютера используются в нашей школе и для создания наглядно-дидактических пособий. С целью формирования у детей informatsionnie tehnologii prepodavaniya Stranitsa testa 2 целостной и структурированной картины развития изобразительного искусства и архитектуры была разработана «Лента времени». Это учебно-методическое пособие имеет две части: история западноевропейского искусства и история русского искусства. Оно является наглядным сопровождением курса «Беседы об искусстве».
Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, национальными культурами, уровнем жизни общества в целом. Подобно тому, как в каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает в качестве главенствующей и влияет на остальные, в разные периоды развития изобразительного искусства какой-то один из видов становится главным. Он с наибольшей полнотой выражает тенденции времени. Например, в Средние века на первый план выдвигается культовое строительство, а в XIX в. ведущую роль играет живопись. Кроме того, на каждом этапе история выдвигает какую-либо одну страну (или несколько стран) и ее культуру как передовую, например, античную Грецию, средневековую Византию, Италию в эпоху Возрождения.
Эта идея использована при создании «Ленты времени». Здесь предпринята попытка систематизировать и представить в виде развернутой линии последовательность смены художественных стилей и эпох. В процессе систематизации было выделено этапы истории развития зарубежного и русского. Каждому этапу в пособии посвящена отдельная страница. Текст дан в максимально сжатой форме, с предельно возможной точностью изложена искусствоведческая терминология. Использованы репродукции картин, фотографии скульптурных изображений и архитектурных памятников. При подборке иллюстративного материала преимущество отдавалось informatsionnie tehnologii prepodavaniya stranichka iz slovarya 1 произведениям, с которыми ученики знакомились на уроках. Указаны временные рамки стилей и эпох, их внутренняя периодизация. Каждая страница ламинирована во избежание преждевременной порчи. Все страницы соединены друг с другом по принципу «гармошки». «Лента времени» была составлена с использованием программы Microsoft «PowerPoint». Источниками для пособия послужили энциклопедии об искусстве, электронные программы «Мировая художественная культура», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Электронная библиотека – 5555» и т.д.
Словарь искусствоведческих терминов – еще одно учебно-методическое пособие, разработанное и выполненное с использованием компьютерных технологий. Использовались возможности составления таблиц в программе Microsoft Word. Применяемым в учебном процессе искусствоведческим терминам сопоставлены их определения и иллюстративный материал. Материал распечатан на цветном принтере, распределен по пластиковым файлам формата А5, расположен в алфавитном порядке и собран в папку. Достоинства словаря в лаконичности, наглядности, долговечности и возможности развития. Набор терминов продиктован особенностями разработанной учебной программы «Беседы об искусстве», сертифицированной в НИРО в 2008 году.
На современном этапе развития дополнительного образования всё большее значение уделяется мобильному выявлению уровня знаний учащихся. Одна из его форм – тестирование. В отличие от устного ответа на экзаменационный билет или защиты диплома, оно позволяет определить степень усвоения материала и дать объективную оценку. Кроме того, тест включает в себя вопросы по всем разделами и темам курса. Это дает представление informatsionnie tehnologii prepodavaniya stranichka iz slovarya 2 о степени усвоения материала и формировании устойчивых навыков ориентации ученика в рамках учебного предмета. Целью методического пособия является совмещение итогового контроля знаний учащихся с углублением усвоения материала. Этой цели подчинены следующие задачи: информатизация контроля знаний учащихся; закрепление навыков ориентации в стилях, направлениях и жанрах изобразительного искусства; практическое применение приобретённых знаний.
Тесты являются одним из компонентов аттестации учащихся Детской школы искусств по курсу «Беседы об искусстве». Эта аттестация проводится в конце каждого года обучения и для выведения итоговой оценки по предмету.
Тесты содержат наглядный материал и выполнены в цвете. В них использованы репродукции картин, фотографии скульптур и архитектурных сооружений. Иллюстрированные вопросы касаются времени создания произведения искусства, авторства, жанровой принадлежности, типологии и т.д. Использование такого материала существенно повышает степень правильности ответов и способствует развитию у детей зрительной памяти.
В тестах представлен также ряд вопросов теоретического характера, выявляющих степень усвоения ключевых искусствоведческих терминов, хронологических и типологических сведений. Вопросы этого плана позволяют выявить глубину овладения материалом.
Итоговые тесты представлены также в электронном варианте в формате «Microsoft Word». Источниками для пособия послужили электронные программы «Мировая художественная культура», «1000 великих художников», «Искусство и архитектура», «Шедевры русской живописи», «Электронная библиотека – 5555» и т.д.
Представленный вид контроля знаний выпускников был апробирован в конце 2004-2005 учебного года. Он дал возможность без лишней напряженности и нервозности подвести итоги и выставить объективные оценки. Дети были увлечены процессом выполнения заданий, радовались своим знаниям, выражали сожаление по поводу пропущенных занятий. Итоги теста легко подвергаются анализу. Разбор ошибок, допущенных в ответах, способствует более прочному и основательному усвоению курса.
Ежегодно учитель корректирует «Итоговые тесты» с учетом пройденного материала, уровня подготовки детей.
В арсенале учителя постоянно появляются различные мультимедийные программы. Использование их на уроках позволяет активизировать интерес учеников к предмету, сделать уроки разнообразными, интерактивными.
Например, в мультимедийном учебном пособии «Мировая художественная культура» (Новый диск, 2004) делается акцент на процессе исторического становления и развития русской культуры в контексте её взаимодействия с культурами других народов мира. Оно содержит более 1800 высококачественных фотографий и иллюстраций памятников культуры, видеофрагменты и анимацию. Можно прочитать биографии деятелей культуры (автор текстов Л.А. Рапацкая), пользоваться словарём терминов, выполнять задания.
Программа «Как научиться понимать картину» (Новый диск, 2007) увлекает диалоговой формой лекций, анимированными иллюстрациями. В ней множество интересных фактов, редких репродукций, видеофрагменты. Виртуальный экзаменационный кабинет позволяет проверить знания.
Программа «Прогулки по Лувру» привлекает детей возможностью поиграть, выполняя несложные задания. Она используется в качестве поощрения за активную работу на уроке. «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» помогает разобраться в истории и архитектуры от древних цивилизаций до конца XIX века. Жанры и стили изобразительного искусства, знаменитые архитектурные сооружения Европы, древнегреческие вазы, скульптуры и полотна старых европейских мастеров – обо всём этом рассказывает «художественная энциклопедия». В неё вошли биографии великих мастеров, справочный материал. Во время урока используются тематические экскурсии по музеям мира. Для учеников интерес представляют разделы «Жанры» и «Стили». В разделе «Мастера» можно составить список мастеров, живших в определённой стране, в выбранный промежуток времени или работавших в одном жанре.
Эти и другие мультимедийные программы становятся хорошим подспорьем учителю при подготовке и проведении урока теоретического цикла, а детям - помощником в познании мира.
Таким образом, в нашей школе за последние три года постепенно вводится система использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволило оптимизировать учебно-образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.

Детская школа искусств №2