Из опыта работы с начинающими гитаристами

DSC01200Данная статья И.Е. Фидельман была опубликована в сборнике научных трудов участников Восьмой международной научно-практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание». Конференция проходила на базе Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова в апреле 2013г.

 

Фидельман Ирина Евгеньевна

МБОУДОД ДШИ № 2 г.Саров

 

Из опыта работы с начинающими гитаристами

 

«Музыкальная педагогика не терпит суеты,

торопливости, спешки: ей нужно время

и покой, чтобы дать сделанному

отстояться и чтобы началось

естественное развитие и рост».

Л. Баренбойм.

 

В наш век быстрых изменений материального мира, компьютеризации и космических скоростей возникает неосознанное и очень опасное искушение перенести эту быстроту на воспитание и обучение в области искусства. Педагогику, которая торопится добиться быстрых и броских результатов, Л. Баренбойм назвал «спешащей». Она проявляется по-разному: завышение сложности репертуара, ускоренное освоение технических приёмов игры, развитие техники в ущерб интеллектуальной и эмоциональной сторонам личности ребёнка. «Спешащая» педагогика стимулируется, кроме всего прочего, возросшим количеством различных конкурсов, в чьих положениях нередко встречаются возрастные категории младших групп – от 5 до 9 лет! Хочется задать вопрос: с какого же возраста эти дети должны начинать учиться?

В музыкальные школы советского времени на отделение народных инструментов, куда и по сей день относится гитара, принимались дети с 9 лет. Это связано с физиологическими трудностями освоения струнно-щипковых и других народных инструментов. Существовала проблема с репертуаром для начинающих гитаристов. «Школы игры на шестиструнной гитаре» П.С. Агафошина, А.М. Иванова-Крамского, Б.Вольмана – В.Яшнева, Е. Ларичева, П.Вещицкого, М. Каркасси и Э.Пухоля, конечно, сыграли свою положительную роль на том этапе, когда гитарная педагогика только зарождалась. Однако сейчас большинство из них устарело и используется педагогами либо как «Хрестоматии педагогического материала», либо как сборники упражнений и этюдов (Школа Э. Пухоля). В этих учебных пособиях редко учитывалось взаимодействие всех элементов начального обучения в аспекте возрастных физиологических возможностей детского игрового аппарата. Более того, музыкальные произведения в существовавших ранее сборниках зачастую были сложны для понимания учащихся (особенно начинающих) и не соответствовали возможностям их восприятия. О каком обучении с 5 и 6 лет могла идти речь? Сегодня ситуация изменилась к лучшему. Гитарная «школа» быстро набирает обороты, накапливается педагогический опыт, растёт исполнительский уровень, появилось много композиторов пишущих для гитары, в том числе для юных музыкантов. Репертуар для начинающих гитаристов технически доступен, интересен и ярок, разнообразен по формам, стилям и жанрам. Учащиеся с желанием и интересом играют пьесы В. Ерзунова, В. Козлова, А. Виницкого, Л. Ивановой и др. И всё же мы, педагоги очень часто спешим, и спешим именно на начальном этапе обучения. Принимая в класс гитары шестилетних детей (а то и младше), снабжая их соответствующим по размеру инструментом и приспособлениями для приобретения верной посадки (чего не было раньше), преподаватель опять остается один на один с проблемой. Это огромная проблема - как заинтересовать такого малыша, каким материалом стимулировать его желание заниматься рутинными упражнениями, способствующими верной постановке рук и развивающими его технику. Ведь до «Маленькой арфистки» В. Козлова нужно научиться просто извлекать звук правой рукой. Специфика гитары заключается в том, что правая рука формирует звукоизвлечение. От этого и возникает повышенное внимание к её действиям на всех этапах обучения. Движения правой руки легче поддаются анализу и контролю, когда они не связаны с левой. Правая рука гитариста должна приобрести самостоятельность, а кисть сформироваться для оптимальной игровой позиции. Обучение непосредственно игре на инструменте начинается с упражнений для правой руки по открытым струнам. Для этого нужно время, причём каждому ребёнку своё по продолжительности.

Перед педагогом встаёт вопрос: как осуществить подобный процесс? Как сделать его максимально занимательным и успешным? Играть постоянно упражнения без постановки художественных задач скучно и неинтересно даже взрослым, что уж говорить о малышах. А тут ещё универсальный принцип овладения мастерством – «опережение», целью которого, как всем известно, является сближение возврата (рефлекторного движения пальца) и подготовки к исполнению в единый импульс. Импульс моментальный и точный, доведенный до автоматизма, когда уже «ухо командует рукой», интуитивно выбирая нужное движение для определённого звука (как это происходит у высококлассных исполнителей). Да и в дальнейшем – работа над техникой должна быть регулярной, а на начальном этапе только с помощью упражнений усваиваются и закрепляются все основные навыки (арпеджио, аккорды, пассажи и т.п.). Даже очень усидчивому, способному долго концентрировать своё внимание ребёнку, скучно многократно играть упражнения, гаммы и прочие технические элементы.

Одна из задач педагога – постоянный поиск не только в области расширения репертуара, но и вариантов увлекательной подачи технического материала. Сегодня это можно сделать разными способами: путем самостоятельного творчества, через общение с коллегами, опытными педагогами и современными композиторами.

Одним из авторов, работающим в этом направлении является А.И. Виницкий. Начиная с 2011года, я занимаюсь с детьми из подготовительных групп, первоклассниками и учащимися старших классов по предлагаемой им Школе «Учитель и ученик» [1].

Отличительными особенностями этой методики являются следующие:

-        Репертуар, обучающий основам звукоизвлечения и развивающий базовую технику гитариста, построен на дуэтной игре учителя и учащегося (аккомпанемент –партия учителя).

-        На каждый вид изучаемой техники автор предлагает разный по стилям аккомпанемент (например, меняет стиль с кантри на страйд и т.д.), что даёт учащимся ощущение новизны при многократном повторении упражнений, гамм и т.д.

-        Игра упражнений с аккомпанементом даёт ученику понимание своего участия в музицировании, он начинает слышать и чувствовать длительности, ритмический рисунок, гармонию, различать характеристику звука.

-        Раздел «ритмика» представлен автором ритмическими упражнениями разной сложности, включая полиритмию и синкопы.

           Из опыта работы по данной школе следует, что учащиеся 6 - 8 лет с трудом воспринимают стили джазовой музыки на начальных этапах обучения. Аккомпанемент, предлагаемый А. Виницким, написанный в стилях джазовой музыки, сбивает малышей, так как они не всегда его чувствуют (вероятно, потому, что эта музыка им не близка). По этой причине, не меняя гармонии, можно предложить аккомпанемент близкий по восприятию малышам в жанрах колыбельной, вальса, марша, польки, баркаролы и только потом знакомить их с предложенными автором стилями. Более взрослые дети с большим интересом воспринимают музыку кантри, шафл, страйд и босса нова и с удовольствием работают с ней .

Эффективность домашних занятий повышает использование записи «партии педагога» на электронном носителе. Ребята, работая дома в паре с компьютером, имеют возможность выбрать жанр аккомпанемента (например: вальс, колыбельная, или, как предлагает А.И. Виницкий, страйд, кантри, поп-латино, босса нова) для исполнения своих партий на открытых струнах.

Резюмируя, можно сказать, что, работая по этой школе, начинающие гитаристы могут без потери интереса играть только правой рукой очень продолжительное время (до полугода), что даёт возможность закрепить нужные приёмы звукоизвлечения, постановку правой руки, её самостоятельность и мобильность.

Огромную важность представляет собой ритмические упражнения. Они развивают внутреннее ритмическое чувство, освобождая тело от зажатости. В нашей школе ритмика преподаётся начинающим гитаристам отдельным предметом.

В работе А.И. Виницкого в разделе «ритмика» для занятий представлены 2-х тактовые ритмические модели, на каждую из которых даются варианты. Для того чтобы возникло движение и лёгкость в выстукивании ритма, нужно чувствовать затакт во втором такте. Он может состоять из 4, 3, 2 или одного звука. Таким образом, одну и ту же ритмическую модель можно выстукивать с разным количеством затактовых нот. Модели выписаны в двух строках, где ритм в верхнем голосе выбивается лёгкими хлопками рук, а ритм нижнего голоса одинаков (половинки в четырехдольном размере), он выстукивается легкими ударами ног. Должно возникать желание небольшого покачивания, что связано с переносом центра тяжести тела, освобождающего тем самым его от зажатости. Самое главное - добиться связи верхнего и нижнего голосов. Это должно исполняться как передача эстафетной палочки от голоса к голосу, тогда возникает непрерывность движения, а многократность повторений ритмической модели приводит к свободе и раскрепощённости тела.

Для верного воспроизведения ритма малышами можно использовать его подтекстовку и хлопки в ладоши. Речевое произношение по слогам с верной расстановкой ударения облегчает ощущение детьми затакта (каждый раз с различной доли) и подталкивает их к точности ритмической интонации.

Далее автором предлагаются «полиритмические модели», где каждая ритмическая модель может быть проработана в трёх вариантах: игра группами, занятия с одним учеником и занятия непосредственно на гитаре.

Исходя из своего опыта работы, я считаю, что имеет смысл заниматься именно в такой последовательности вариантов и только после того, как тщательно проработаны простые ритмические модели. Старшие учащиеся, воспитанные на уроках сольфеджио высчитывать длительности, с трудом справляются с заданиями на синкопированный ритм и полиритмию. Для достижения результата в первых двух вариантах нужно брать умеренный темп, партии заучивать наизусть и многократно повторять, добиваясь слаженности исполнения. В третьем варианте – занятия на гитаре - примеры можно играть на закрытых струнах или натуральных флажолетах. Партия нижнего голоса исполняется большим пальцем, а верхнего голоса - одним пальцем на первых струнах. Далее пальцы нужно менять или использовать аккордовое исполнение.

Суммируя опыт работы с детьми разных возрастов, я могу уверенно сказать, что Школа А.И. Виницкого «Учитель и ученик» - не только репертуарный сборник для увлекательного развития технических навыков и чувства ритма у учащихся. Это и хорошая база для совместного творчества участников процесса обучения, толчок к переосмысливанию педагогом используемых им методов преподавания.

 

При написании статьи автор опирался на следующие материалы:

 

  1. 1.А.И. Виницкий “УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК. 95 ДУЭТОВ+CD”
  2. 2.Информация с сайта www.avinitsky.com

 

Детская школа искусств №2