Традиции и инновации в преподавании учебного курса «Беседы об искусстве»

Адаева Н. А. Традиции и инновации в преподавании учебного курса «Беседы об искусстве». \\Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в художественном образовании». Сборник докладов: – Томск: ТОИУМЦКИ, 2015. – С. 5-6.

Организация учебного процесса представляет собою совокупность технических, методических и творческих задач. Многие исторически сложившиеся варианты решения этих задач давно дают хорошие результаты. Но их достоинства не вечны. Интенсивное развитие современной техники, и прежде всего техники, связанной с хранением и обработкой информации, приводит педагога к необходимости менять техническое и методическое оснащение учебного процесса и формулировать новые творческие задачи. Между тем, и весьма консервативные методы, иногда давно забытые, способны приводить учителя и учеников к незаурядным достижениям.

Вряд ли ошибется педагог, принимающий решение сочетать в учебном процессе инновационные и традиционные методы обучения. Но следом за принятым решением появляется много дополнительных задач: какие именно традиционные и новые методы обучения применять, в каких пропорциях их сочетать, насколько техническое оснащение школы позволяет применять возможные методы. Перегруженность учебного процесса самыми новыми методами может испортить обучение, сделать его технической, а не творческой процедурой. Но, с другой стороны, доминирование традиционных методов может привести к вырождению обучения, к превращению его в формальную процедуру.

В учебном курсе «Беседы об искусстве» я пытаюсь сохранить приемлемое соотношение традиции и инновации, использовать достоинства новой техники, но и не забывать об успешных технологиях прошлого. Далее опишу те методические приемы, которые иллюстрируют тематику статьи и используются мною на уроках.

Театрализация – техника обучения, разработанная ещё чешским педагогом Яном Амосом Коменским [2]. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала. В 1656 году он написал книгу «Школа-игра». В ней предложена система развивающих игр, призванных помочь усвоению учебных предметов. В книге есть тексты неболь­ших пьес, предназначенных для разыгрывания во время урока. Открытый Коменским игровой метод обучения может широко применяться и в современной педагогической практике. Сложность представляет составление текстов, адекватных тематике урока и возрасту учеников. В газете «Искусство» иногда публикуют подобные материалы, но и они должны быть адаптированы к конкретным условиям урока. Поэтому есть необходимость сочинения текстов самим учителем. В учебном курсе «Беседы об искусстве» используются специально подобранные и отредактированные по темам уроков театрализации «Архитектура Древнего Рима», «Русское искусство 17 века», «Давид» [1], «Первобытное искусство и др. Эта технология не должна использоваться часто, скорее как «подарок», как дополнение, оживляющее учебный процесс.

Другой инновационной технологией, удачно вплетённой в урок, считаю цифровой диктант. С понятием «диктант» у многих детей связаны неприятные воспоминания. Цифровой же диктант ассоциируется с двоичной системой, использующейся в информатике, и является игровой формой быстрого выяснения прочности усвоения темы. Ребята прослушивают последовательно некие утверждения, определяют их истинность или ложность и записывают цифры 1 или 0. Затем сравнивают с правильным кодом учителя. Эту технологию удобно применять с использованием программы PowerPoint.

Компьютерные технологии прочно входят в школьную жизнь[4]. Они заменяют наглядные пособия, альбомы, кассеты и мел. Можно, используя специальные программы, создавать тесты, викторины, опросники. Однако, ценным в них будет оставаться само содержание, а не форма, в которую вписываются вопросы-ответы.

Лото – старая игра с оцифрованными бочонками. Новое применение она нашла в учебном процессе в рамках курса «Беседы об искусстве». Ученик получает бочонок не просто после нахождения его номера на своей карточке – он должен ответить на вопрос, связанный с искусством. Эта игровая форма проведения занятия увлекает и мотивирует учеников. Вопросы учитель заранее составляет в программе PowerPoint, размещая каждый вопрос на отдельном слайде, чтобы последовательно их открывать.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Синквейны считаются полезными при синтезе сложной информации. Позволяют оценить понятийный и словарный запас ученика. На уроке я предлагаю вместе составить синквейн, пользуясь понятиями, полученными в изучаемой теме. Такое творческое задание активизирует учеников, позволяет выделить главные мысли [3].

Когда мы слышим слово «инновация», у нас возникает ощущение, что это будет что-то принципиально новое. Причем, в последнее время все инновации обязательно связаны с компьютерами. А изменения, к которым мы действительно готовы, рождаются далеко не из-за появления интернет-технологий. Они диктуются практикой учебного процесса и фантазией учителя.

Список информационных источников:

  1. 1.Карапетян М. Давид. Урок-драматизация. // Искусство. Издат. дом «1 сентября» №9 (321), 2005.
  2. 2.Коменский Я. Сочинения. М.: Наука, 1997.
  3. 3.http://dshi2sarov.ru/uroki-masterstva/552-sinkvejn-v-uchebnom-protsesse
  4. 4.http://dshi2sarov.ru/uroki-masterstva/92-informatsionnye-tekhnologii-prepodavaniya
Детская школа искусств №2