Оформление школьного спектакля

oformlenie shkolnogo spektaklya na urokah izobrazitelnogo iskusstva Medina Marina Sergeevna Статья из журнала «Дополнительное образование и воспитание» №9, 2008 год, стр. 27-30

Медина М.С. – преподаватель рисунка и живописи ДШИ № 2, г. Саров, учитель высшей квалификационной категории.

Школьный спектакль – огромный труд и огромная радость для всех его участников. Для юных зрителей впечатление от спектакля будет более ярким, если он оформлен. Декорации, бутафория, костюмы, хотя и условные, - неотъемлемые элементы театральной постановки. Мы хотим поделиться опытом работы Детской школы искусств №2 г.Сарова, где ученики не только ставят спектакли, но и оформляют их.

Оформляем школьный спектакль

oformlenie shkolnogo spektaklya na urokah izobrazitelnogo iskusstva posle spektaklya Ученики городских школ и воспитанники детских садов с удовольствием посещают спектакли Детской школы искусств №2 г.Сарова. За 15 лет существования школы на её сцене ставились веселые сказки для дошколят и серьезные драматические произведения, русская классика и детские оперы.
В создании сценического образа участвуют литература, музыка, изобразительное искусство, а исключение любой из этих составляющих ведет спектакль к значительным потерям.
На уроках изобразительного искусства наши учащиеся занимаются разработкой визуальной части спектакля: выполняются эскизы костюмов, декорации, бутафория, афиши. oformlenie shkolnogo spektaklya na urokah izobrazitelnogo iskusstva v obraze Художественное оформление любого спектакля является важнейшим его компонентом. Это первое, что видит зритель. Раскрылся занавес, и пока неизвестно, кто герои и что происходит, а подсознание зрителя уже воспринимает картину. Вышел актер и еще не сказал ни слова, но его внешний вид уже воздействует на восприятие человека, сидящего в зале, поэтому роль художника в создании спектакля очевидна.
В этой статье я хочу описать работу учащихся по оформлению спектакля театрального отделения «Ромео и Джульетта» (режиссер - Заслуженный артист России В.Т. Арсеньев).
Пьеса была выбрана очень удачно, так как актерский состав был сильным, а тема первой любви, воспетая Шекспиром, всегда интересна для подростков – сверстников главных героев произведения. oformlenie shkolnogo spektaklya na urokah izobrazitelnogo iskusstva maket В чем состояла задача оформителей?
Надо было художественно осмыслить пьесу «Ромео и Джульетта», отразить в декорациях и костюмах персонажей историческую эпоху Италии XV века и, самое главное, передать через художественный образ будущего спектакля замысел режиссера, так как именно он является главным в подготовке спектакля.
Школьники охотно включились в работу. Первое, что необходимо было сделать: прочитать пьесу в переводе Б. Пастернака, запомнить время и место действия, выучить имена главных героев и определить основную сюжетную линию произведения. Второе: следовало выполнить несколько зарисовок понравившихся персонажей. oformlenie shkolnogo spektaklya na urokah izobrazitelnogo iskusstva stsena iz spektaklya На одном из занятий, при обсуждении выполненных эскизов и сравнении их с историческими костюмами шекспировской эпохи, ученики поняли, что нужно более тщательно изучить культуру, быт, моду Италии XV века.
Знакомство с литературным материалом, иллюстрациями Дмитрия Шмаринова, просмотр фильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», проникновенная музыка Нино Рота, изучение культуры и быта Италии XV века помогли современным подросткам погрузиться в атмосферу эпохи.
Разрабатывая сценические костюмы для школьного спектакля, учащиеся понимали, что нецелесообразно точно копировать исторический костюм, достаточно найти несколько основных деталей, чтобы зритель понял, о каком времени идет речь. oformlenie shkolnogo spektaklya na urokah izobrazitelnogo iskusstva eskiz mizanstseni Чтобы прийти к простоте стилизации, учащимся пришлось поработать над эскизами костюмов, сделать множество зарисовок одежды, обуви, головных уборов, причесок и т.д. Выбрав главное и «спроецировав» свой вариант костюма на персонаж спектакля, ученики-оформители сделали окончательные эскизы костюмов.
После согласования эскизов с режиссером и ребятами-исполнителями школьным костюмером были изготовлены красивые костюмы.
Основу мужских костюмов составляли бархатные колеты, трико, выполнявшие роль штанов-чулок и мягкие шапочки-береты. oformlenie shkolnogo spektaklya na urokah izobrazitelnogo iskusstva eskizi kostyumov 1 Все актеры, игравшие роли представителей семейства Монтекки (Ромео, Меркуцио, Бенволио) были облачены в костюмы сине-фиолетового цвета, а Капулетти (отец Джульетты, Тибальт, леди Капулетти, слуги Самсон, Грегорио и Петр) – в костюмы, сшитые из тканей теплого цвета. Этот контраст был неслучаен. По замыслу режиссера он нес четкую смысловую нагрузку – символизировал враждебность друг другу известных веронских кланов и помогал зрителям ориентироваться в мизансценах. oformlenie shkolnogo spektaklya na urokah izobrazitelnogo iskusstva eskizi kostyumov 2 Костюм главной героини – юной Джульетты был белого цвета, символа чистоты и нежности. Эскиз этого костюма очень удачно выполнила Юлия Коршунова, а разработкой костюмов леди Капулетти и кормилицы занималась Ольга Третьяк и Дарья Буренкова. Их заинтересовали необычные головные уборы – «рогатые чепцы» с покрывалами, которые в шекспировские времена носили замужние женщины.
Особое внимание хочется уделить работе над декорациями к спектаклю. В школьном театре художественное оформление носит условный характер, но даже то немногое, что можно себе позволить, должно быть естественным, оправданным и стилистически единым. Например, большая деревянная лестница-стремянка служила у нас и балконом дома Капулетти, и смертным ложем Джульетты (см. фото).
Несколько стилизованных стульев с подлокотниками и невысокими квадратными спинками создавали обстановку зала в доме Капулетти, а небольшое распятье и деревянная лавка в углу авансцены обозначали келью брата Лоренцо.
Основная нагрузка в передаче времени суток, сцены праздника, большого скопления народа легла на световое и звуковое оформление спектакля. Разноцветная подсветка заднего плана и звуки веселой музыки сопровождали сцену бала, где произошла первая встреча Ромео с юной Джульеттой, а глубокий синий свет в глубине сцены и нежно розовый диск луны, высвеченный прожектором, были прекрасным фоном для трогательной сцены в ночном саду.
Оформление школьного спектакля – процесс совместной деятельности преподавателей и детей, художников и артистов, в ходе которого создаются удивительные творческие взаимоотношения людей, делающих большое общее дело. «Театр – это целый мир, вступая в который молодой человек оставляет дурные мысли и чувства, поскольку им в этом мире нет места, а есть только служение Прекрасному», - говорил К.С. Станиславский. Путь наших учеников к театру – это путь становления личности, путь красоты и добра. yyy prilozhenie 1 Элементы театрального костюма (парики, манжеты, «елизаветинские воротники» и многое другое)могут быть изготовлены из самого доступного в школе материала – бумаги. Материал посвящен конструированию головных уборов из бумажной полосы. Надеюсь, что он будет полезен учителям изобразительного искусства, руководителям школьных театров и студий.

Изготовление элементов театрального костюма из бумажной полосы yyy prilozhenie 2

Оборудование урока: бумажные полосы (60см х 2 см), цветная бумага для ксерокса, клей, ножницы, кисточки, степлеры, тряпочки.
Наглядные пособия: выставка детских эскизов к спектаклю, иллюстрации И. Билибина к сказке А.С. Пушкина, таблицы со схемами головных уборов из бумажной полосы, образцы готовых головных уборов царя Салтана и Царевны- Лебеди, выполненные учителем. yyy prilozhenie 3 Педагог предлагает учащимся выступить в роли театральных художников, разрабатывающих оформление к спектаклю по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Предваряя работу с материалом, он должен в общих чертах познакомить школьников со спецификой оформления спектаклей:

  • художественные составляющие спектакля;
  • декорации, костюмы, бутафория, выполненные художником, помогают актерам раскрыть содержание спектакля;
  • оформление должно передавать «дух эпохи», соответствовать специфике конкретного спектакля;
  • в «Сказке о царе Салтане» художественное оформление должно быть выдержано в русском стиле, но, учитывая, что спектакль учебный, оно может быть условным, то есть включать отдельные выразительные элементы костюмов.

yyy shapochka TSarevni Lebedi После вступительной беседы учитель демонстрирует образцы головных уборов персонажей спектакля (Приложение № 1) и ставит перед учащимися задачу сконструировать по ним корону царя Салтана и два головных убора Царевны-Лебеди. Детям сообщается, что лучшие изделия будут использованы в спектакле.
Ученики выбирают понравившийся образец из трех предложенных и приступают к практической работе по схеме (приложение №2).
Работа выполняется из бумажных полос, которые заранее разложены на столах. Детали изделий закрепляются клеем ПВА или степлером. Декорируют головные уборы цветной бумагой. В работе учащиеся пользуются таблицами: «Свойства бумаги» (см. приложение № 3) и «Последовательность выполняемых операций». yyy korona TSarevni Lebedi

Последовательность выполняемых операций

1. Изготовление каркаса
2. Изготовление элементов декора (бумажные перья, колечки, звездочки, декоративные узоры)
3. Прикрепление мелких элементов декора к основе – каркасу
4. Окраска готового изделия нитрокраской (по желанию)
5. Использование ткани, стразов, бисера, тесьмы для окончательного декорирования изделия

yyy Korona tsarya Saltana В процессе работы к учащимся предъявляются следующие требования:

  • соблюдение равновесия, соразмерность частей;
  • соблюдение равновесия, соразмерность частей;
  • чередование крупных и мелких деталей в создании целостности объемной композиции;
  • аккуратность исполнения;
  • соблюдение симметричности композиции.

В заключение урока из готовых изделий организуется экспресс-выставка. Учащиеся оценивают работы и выбирают лучшие из них для использования в спектакле. Учитель организует примерку головных уборов и фотографирование. В дальнейшем ребята смогут наблюдать за «сценической жизнью» изделий в школьных спектаклях. Понимание собственной причастности к такому крупному и сложному явлению, как школьный театр, способствует самоутверждению школьников, служит стимулом для дальнейшей творческой деятельности.

Детская школа искусств №2