Этнографический урок

etnograficheskiy urok Na uroke «Лен – богатство и гордость России» Бодряшкина Елена Николаевна, председатель методического объединения ремесленно-художественного отделения.
Материал опубликован в журнале «Народное творчество», №5, 2008 год. С.21-22.

Расширять познания учащихся в области этнографии, материаловедения, воспитать любовь к прошлому России, родного края, уважительное отношение к пожилым и старым людям, научить бережному отношению к предметам старины, к материалам из натуральных тканей, и вместе с тем познакомить школьников с технологией изготовления ткани на примере льна, закрепить знания по темам «Технология изготовления русской нородной одежды», «Материаловедение», etnograficheskiy urok etnograficheskiy ugolok kabineta поможет сценарий занятия для девочек 11-14 лет, разработанный Еленой Николаевной Бодряшкиной. Методическим обеспечением для него могут служить иллюстрации, фотографии, предметы и орудия труда: прялки, вьюшки, гребни, чесалки, веретёна, образцы тканей из льна, вышитые полотенца, народный костюм. Продолжительность – два академических часа (90 мин.)

Урок начинается с песни, звучащей в записи (…лён, лён, лён, кругом цветущий лён…) В классе установлены две прялки, вывешены орудия труда и предметы женского рукоделия, вышитые полотенца. Учитель и гостья урока одеты в народные костюмы.

Учитель. Название сегодняшнего этнографического урока: «Лен – ты богатство etnograficheskiy urok veretena kontsa 19-nachala 20 veka iz kollektsii Bodryashkinoy E.N и гордость России…». Сегодня мы узнаем, как тяжело доставался кусок льняного полотна, прежде, чем становился предметом обихода русского дома или одеждой. Увидим, как из пучка льняного волокна сучилась тонкая нить, а покажет и расскажет, как это было Малышева Мария Ивановна, наш почетный гость на этом уроке. Вы услышите её воспоминания, как в далеком своем босоногом детстве, наравне со взрослыми выходила она в поле на уборку льна.

Дети приветствуют гостью аплодисментами.

Девочки! Обратите внимание на доску. Здесь записаны новые для вас слова: вьюшка, прясло, кудель, копань, веретено, кострика. Эти и другие незнакомые понятия, которые вы услышите сегодня, постарайтесь etnograficheskiy urok volokno lna запомнить. Ведь именно они характеризуют процесс изготовления льняного полотна. В конце урока мы ещё раз вернёмся к этому списку, чтобы вместе закрепить вновь полученные знания.
Лен – одно из самых древних культурных растений. Археологические раскопки датируют найденные остатки льна и изделий из него каменным веком. В России лен был всегда кормильцем, лекарем. Кто поспорит, что лен, исконно русское растение? Чего только не шили из льняного полотна: одежду, скатерти, паруса… Уже в XII веке русичи продавали лен в Западную Европу. Народ воспевал лен в песнях. Пословица того времени гласит: «Кто посеет лен – пожнет золото». Буквально так и ценили это волокно. Клал купец etnograficheskiy urok Obrazets tkani iz lna на одну чашу весов штуку льняного полотна, а заморский покупатель на другую – золотой слиток. Каждая крестьянская семья ткала холсты и новины. Давайте послушаем рассказ Марии Ивановны Малышевой о том, как это было.

Малышева М.И.: Я выросла в большой многодетной семье Ивана Селеверстовича Васильева. Было нас 10 человек детей, жили дружно, но бедно. Вспоминаю я сейчас эту жизнь, сравниваю с настоящим временем, да, думаю, иногда, были мы одеты бедно, не всегда сыты, а как весело жили! Всё с песней, и в праздники, и в работе. Работы хватало всем, и на ряду со взрослыми – детям. Во времена, о которых я говорю, было, мне чуть больше 10 лет, а вкус работы, до пота, запомнила etnograficheskiy urok grebni dlya chasaniya shersti kontsa 19-nachala 20 veka iz kollektsii Bodryashkinoy E.N на всю жизнь. И такую мне это дало закалку по жизни! Вот мне сейчас далеко за 80, а я и сейчас без работы не сижу, всегда руки что-то зашивают, пряжу тянут – прядут… Помню, как поджидали по весне, когда закукует кукушка, когда начнут гнить грибы – подъельнички. Это значит, что почва поспела для сева льна. Радовались люди, когда рябина обильно цвела, февраль удавался ясным и светлым, с длинными сосульками – все это сулило долгий лен. Посев и уборка льна вручную – почти вдвое более трудоемкий процесс, чем посев и уборка картошки, и вчетверо – чем уборка овса.
В готовую землю мой «тятя» (отец) Иван Селеверстович, горстями разбрасывал маленькие блестящие зерна. Лен, etnograficheskiy urok utyug ugolniy kontsa 19-nachala 20 veka iz kollektsii Bodryashkinoy E.N как хлеб сеяли исключительно мужчины. Помолившись богу, выходили они в поле нагишом, несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. Впереди всегда шел самый уважаемый, праведной жизни человек, в нашей семье это был дед – Селеверст Кондратьевич. Через несколько недель травка на поле поднималась, и здесь начиналась женская работа – прополка льна от сорняков. А поле в это время, какое красивое было! Голубыми цветками расцвечивалось, именно по этому и название «голубой» лен получил. Скоро цветочки опадали, показывались на их месте зеленые головки, еще через какое – то время головки бурели и подсыхали – это говорило о том, что семена созрели. Женщины выдергивали весь etnograficheskiy urok fragment platka  vishitogo v tehnike KREST лен с корнем, вязали снопики и ставили их в поле подсохнуть. Отделяли семена – из него делали пищевое масло, молотили теми же орудиями, что и хлеб – рубниками (учитель демонстрирует называемые орудия труда), цепами, вальками, прочными палками, вырезанными из копани (ствола дерева вместе с корнем). Чтобы освободить волокна от клейковины лен стлали на влажном лугу и выдерживали в течение 15-20 дней. Делали это в сентябре – октябре. В сухое, не росистое лето лен топили (мочили) – опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Когда лен вытаскивали из воды, его просушивали и мяли на гумне, колотили трепалом на дворе (показывает etnograficheskiy urok Foto iz semeynogo arhiva Malishevoy  M.I движения, какие использовались для этого), да так что от бедного льна летела кострика (посторонние волокна стебля) во все стороны. Вытрепавши – чесали железными, деревянными или костяными гребнями, пока лен не становился мягким, да шелковистым – это волокно шло на холсты, а остаток грубых волокон на мешковину. Готовую кудель прикрепляли к прялке и можно прясть нить! (показывает, крепить кудель к прялке). А вот теперь давайте попробуем и из кудели нить выпрядем. Дети собираются вокруг прялок, за которыми учитель и Марина Ивановна прядут нити, напевая русскую народную песню. Дает попробовать девочкам, поправляя и направляя нить, свивая её на веретено. Девочки пробуют etnograficheskiy urok Ekspozitsiya predmetov i fotografiy   predstavlennih na uroke прясть, учитель и Марина Ивановна помогают направлять нить и свивать её на веретено. Готовую нить навивали на большие катушки деревянные катушки - вьюшки. Осенью мама устанавливала в избе кросна (ткацкий станок), натягивала на них основу и начинала ткать. Бегал проворно челнок между нитками. И вот из-под кросен выходил холст 45-60 см. (Учитель демонстрирует холст). Готовый холст стлали на снегу морозить, весной расстилали на травы на солнышке и взбрызгивали водою. Делался холст из серого – белым! Теперь можно было и рубахи шить!

Далее следует повторение слов, записанных на доске

Учитель: Так что же такое вьюшка (показывает на слово, написанное  на доске).etnograficheskiy urok Obrazets vipolnennoy na uroke raboti

Ученица 1: Это большая деревянная катушка для сматывания ниток.

Учитель: А почему она так называлась?

Ученица 2: Потому что нить на эту катушку навивалась.

Учитель: Правильно. Давайте запишем эти слова в тетрадь.
Учащиеся записывают слова, давая вместе с учителем объяснения.

Учитель: Девочки, Мария Ивановна принесла нам свои реликвии: полотенца, вышитые ею в молодости, фотографии, трудовые ордена.
Ученицы собираются вокруг Марии Ивановны и рассматривают фотографии, ордена, образцы тонкой работой мастерицы – полотенца.

Учитель: Девочки, вы сегодня услышали, как делают белые холсты, видели, как они выглядят. Давайте теперь придумаем каждый свой орнамент, узор, для вышивки полотенца, или рубахи. Обязательно используйте в работе народную символику.

Дети рисуют. Время выполнения эскизов - 25 минут.

Учитель: Девочки, дома поговорите со своими бабушками и дедушками, расспросите, как жили они в своей далекой юности, составьте небольшой рассказ с обязательным упоминанием имени, отчества рассказчика. Посмотрите фотографии в своих домашних архивах. На следующем уроке мы заслушаем ваши рассказы. Очень хорошо, если они будет проиллюстрирован фотографиями, старинными работами.

Учитель: Сегодня мы познакомились с удивительным человеком Малышевой Марией Ивановной, прожившей долгую трудовую жизнь, а также с одним из древних ремесел. Узнали, как сеяли, убирали, ткали лён. Давайте и дальше учиться житейской мудрости у старшего поколения, делать любое дело на совесть, чтобы в наших душах жила бы радость творчества!

Эпилогом звучит песня

«Сегодня мне не весело
Сегодня я грущу.
Как будто, что потеряно,
Как будто что ищу.
Куда меня знакомая дороженька ведет?
На полюшко, колхозное,
Туда, где Лен цветет...
Лен, Лен, Лен,
Кругом цветущий Лен….»

Детская школа искусств №2