С Амадеем по Европе

s amadeem po evrope Slayd1

Сценарий интегрированного урока в 7 классе (география + музыка)

Подготовили:
Исаева Татьяна Борисовна, учитель географии СОШ № 20
Яковлева Анна Дмитриевна, учитель музыки ДШИ №2

Цель урока: Через знакомство с жизнью и творчеством Моцарта, маршрутами его концертных поездок по странам Европы формировать у учащихся понимание целостности мира, объединяющим началом в котором являются духовные ценности.
Задачи.
1. Обобщить знания учащихся по теме «Страны западной Европы», дополнив их новой культурно-исторической информацией.
2. Развивать умение работать с различными источниками информации; устную монологическую речь; самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
3. Воспитывать географическую и эстетическую грамотность учащихся; интерес и уважение к культуре изучаемых стран.
Оборудование урока: физическая и политическая карты Европы, портрет Моцарта, мультимедиапроектор, раздаточный материал.
Оформление доски: тема урока, портрет Моцарта, флаги (или их цветная имитация) Австрии, Германии, Франции, Великобритании.

Ход урока

Слайд 1
Учитель: Дорогие друзья! Сегодня на уроке мы знакомимся со странами Западной Европы. Но урок будет необычным - мы посетим страны, связанные с именем и творчеством великого композитора, s amadeem po evrope Slayd2 озарившего светом своего гения весь мир - Вольфганга Амадея Моцарта. В путешествии нам помогут «жители» этих стран.
Слайд 2
Ученик – «австриец»: Я, житель Австрии, сегодня расскажу вам о своей стране. Австрия – государство в центральной части Европы. Столица: Вена. Австрия разделена на 9 федеральных земель: Вена, Зальцбург, Тироль, Каринтия, Верхняя Австрия, Нижняя Австрия, Бургенланд, Штайермарк, Форальберг.
Страна небольшая – ее площадь 83859 км. кв. 70% территории страны занимают Восточные Альпы. Здесь находятся горнолыжные и термальные курорты, красивые города. В межгорных впадинах расположены многочисленные реки. Альпийские горы – место обитания оленей и серн. Низменность – равнина по Дунаю. На юге Австрии в Каринтии расположено более тысячи озер с чистейшей питьевой водой, на берегах которых раскинулись уютные маленькие городки с развитой инфраструктурой.
В Австрии живет около 7,9 млн. человек. 96% населения - австрийцы. Кроме того, есть хорваты, венгры, словенцы, чехи, итальянцы, сербы и румыны. Официальный язык – немецкий. Австрия – страна высокой культуры. Множество художественных ценностей, памятников старины, замков, дворцов, театров и музеев находится в ее городах, прежде всего, в Вене.

Учитель: Посмотрите на политическую карту Европы и назовите государства, с которыми граничит Австрия.
Ученики: На севере Австрия граничит s amadeem po evrope Slayd3 с Чехией, на северо-востоке - со Словакией, на востоке - с Венгрией, на юге - со Словенией, Италией и Швейцарией, на западе - с Лихтенштейном, Швейцарией и Германией.
Учитель:
Выделите Австрию на контурной карте, подпишите название страны и столицы.
Пользуясь климатической картой, определите, в каком климатическом поясе находится Австрия, какой тип климата характерен для этой страны (умеренный пояс – умеренно-континентальный тип климата). Попросим нашего австрийского проводника рассказать нам подробнее о климате страны.
Ученик – «австриец»: В стране с ярко выраженным горным рельефом климат не может быть однообразным. В горах суровые зимы и жаркое лето. Здесь очень чистый воздух, в озерах - чистая вода, а также множество заснеженных склонов и ледников, катание на которых длится круглый год.
Восточная равнина находится в зоне континентального климата. На юге страны, в Каринтии, уникальный климат. Он близок к средиземноморскому, но без изнуряющей жары, так как прохладный и целебный горный воздух смешивается здесь с прогретым воздухом долин. В целом климат умеренный континентальный, достаточно влажный.
Учитель: При помощи комплексной карты определите:
какие полезные ископаемые добываются на территории Австрии / железные руды, графит/;
какие области промышленности и сельского хозяйства развиты в стране / производство s amadeem po evrope Slayd4 машин, приборов, оборудования, текстиля, молочных продуктов; животноводство /.
Учитель: Одним из крупнейших городов страны является Зальцбург. Он находится на западе страны у северного подножья Альпийских гор на берегах реки Зальцах. С незапамятных времен здесь добывается соль (по немецки Salz), отсюда и название города, а также федеральной земли, чьей столицей он является. Зальцбург славится красивыми озерами, целебными источниками, старинной архитектурой, замками и дворцами. Но в мире много красивых мест и памятников культуры. Зальцбург связан с именем Моцарта и гордится этим, как и вся страна. На доме, в котором 27 января 1756 года родился великий композитор, а сейчас находится его музей, всегда висит национальный флаг
Слайд 4
Семья Моцартов была очень дружной. В доме всегда звучала музыка, ведь папа, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом и композитором. Заметив интерес сына к музыке, он стал ежедневно заниматься с ним, а когда Вольфганг начал сочинять, записывал на нотной бумаге его первые произведения, которые назывались просто: Аллегро (быстро) и Анданте (медленно). Юному композитору было тогда 5 лет. Вот одно из сочинений маленького Моцарта.
Исполняется Аллегро До-мажор1
Учитель: Маленький Моцарт много выступал в странах Европы. Мы с вами сейчас «отправимся» в Германию, страну, в которой началась концертная жизнь s amadeem po evrope Slayd5 Моцарта. А поможет нам в путешествии по Германии 21 века наш немецкий гид.
Слайд 5
Ученик-«немец»: Моя страна, Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (или просто Германия), расположена в Западной Европе, Столица Германии – Берлин, язык – немецкий, население – более 80 млн человек.
Учитель: С какими крупными государствами граничит Германия? Какие моря ее омывают? Нанесите границы страны на контурную карту.
Ученик-«немец»: По природным условиям Германия неоднородна. Северная ее часть представляет собой сформировавшуюся во время Ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность). В центральной части страны к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы. По территории Германии протекает большое количество рек, наиболее крупными из которых являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер.
Учитель: Нанесите эти реки на карту.
Ученик-«немец»: Погода часто носит переменчивый характер. Посреди лета может быть тепло и солнечно, но уже на следующий день может стать холодно и пойти дождь. По-настоящему экстремальные природные явления (сильные засухи, торнадо, штормы, сильный мороз или жара) относительно редки. Это также связано с тем, что Германия находится в умеренном климатическом поясе.
Учитель: Пользуясь комплексной картой, расскажите о хозяйственной деятельности населения s amadeem po evrope Slayd6 в разных частях страны.
Учитель: Такова Германия сегодня. Это богатая, развитая современная страна. Но она не утратила своего культурного наследия, бережно храня памятники истории. На слайде вы видите современные суда, плывущие по Дунаю (слайд 6). Именно в Германии эта крупнейшая река Европы берет свое начало. Обратите внимание на архитектуру набережной – таким был облик городов и во времена Моцарта.
Слайд 6
Став взрослым, композитор не раз бывал в Германии, посетил Дрезден, Лейпциг, Берлин, где много и с блеском выступал. Большим успехом пользовались фортепианные концерты Моцарта, т.е. произведения для солирующего фортепиано с оркестром. Пусть эта музыка прозвучит сейчас. Мы слушаем фрагмент Концерта № 26 для фортепиано с оркестром Ре-мажор. Звучит фрагмент Фортепианного концерта № 26 Ре-мажор(III ч.) Учитель: В ноябре 1763 года семейство Моцартов прибыло в Париж. Вольфганг был принят в Версале, королевском дворце, где в невиданной роскоши жил Людовик XY и его семья. И королевские особы, и весь парижский свет были в восторге от необычайных способностей маленького виртуоза.
Париж в 18 веке был одним из самых крупных, славных и богатых городов в Европе. Таким он является и сейчас. Версаль, Лувр, собор Парижской Богоматери и другие памятники культуры привлекают миллионы туристов. Позднее Моцарт посетит и другие города Франции – Кале, s amadeem po evrope Slayd7 Лилль, Дижон, Лион. Сегодня и мы побываем и во Франции, а помогут нам имеющиеся знания, учебник, атлас, карты и немного фантазии.
Слайд 7:
Вопросы и задания:
Расскажите о географическом положении Франции.
Назовите крупнейшие города и реки страны.
Найдите на комплексной карте месторождения полезных ископаемых.
Охарактеризуйте сельское хозяйство и промышленность Франции.
Учитель: Спросим у «жителя Франции», в какое время года нам лучше посетить страну.
Ученик – «француз»: Следует определиться, куда вы хотите ехать – в Париж, на море или в горы и учитывать особенности нашего климата. Климат во Франции умеренный морской, на востоке переходный к континентальному, на Средиземноморье - субтропический. Лето достаточно жаркое, зима мягкая и довольно сырая, хотя снег идет редко. Наиболее благоприятное время для посещения Парижа - май и сентябрь-октябрь, морских курортов - сентябрь. Горные районы имеют свой микроклимат, присущий районам высотной поясности. На Корсике длинное, жаркое и достаточно холодные зимы, на горных склонах снег лежит до июня. Очень велико влияние ветров, каждый из которых имеет свое название - "либеккио", "мистраль" (северные и западные), "сирокко" (юго-западный), "леванте" (восточный), "грекале" (северо-восточный) и "трамонтане" (северный) и по-своему влияет на погоду. Лучшие месяцы для отдыха s amadeem po evrope Slayd8 на Корсике - май-июнь и сентябрь-октябрь.
Учитель: Спасибо за информацию. Францию называют раем для туристов. Но для Моцарта она вовсе не была раем. Он приезжал туда не отдыхать, его дни были наполнены напряженным трудом – многочасовые концерты, сочинение музыки. Но этот труд был радостным, ведь Вольфганг занимался любимым делом – музыка была всей его жизнью. Не случайно произведения, написанные в Париже, носят светлый жизнерадостный характер. Среди них – сонаты, произведения для клавесина, состоящие из трех контрастных частей. Очень популярна Соната Ля-мажор, третья часть которой имеет авторское указание “Alla turca”, т.е. «в турецком роде». Часто ее называют «Турецкий марш».
Исполняется финал Сонаты A-Dur («Турецкий марш»)
Учитель: В Западной Европе есть еще одна страна, оказавшая влияние на становление Моцарта как музыканта и композитора. В ней он познакомился с новым инструментом – фортепиано (тогда его называли «пианофорте»), пришедшим на смену клавиру. В ней он освоил новые музыкальные жанры.
Эта страна славится своей высокой культурой, развитой экономикой, высоким уровнем жизни. Это страна средневековых замков, зеленых лугов, это родина футбола. Она находится на островах и названа по имени самого большого острова. Назовите ее!
Ученики: Великобритания.
Учитель: Предоставим слово Леопольду Моцарту, отцу композитора.
Слайд 8
Ученик – «Леопольд»: Этот портрет сделан во время нашего пребывания в Лондоне в 1764 – 1765 году. На нем Вольфгангу 9 лет. Моя жена, Анна Мария была против этой поездки: она боялась, что облачная погода, туманы и постоянные моросящие дожди Британских островов повредят детям. Но я настоял: эта поездка была для сына очень важной. Мы всей семьей отправились туда из Парижа, переплыли Ла-Манш и прибыли в столицу. Лондон был одним из культурных центров Европы. Королевская семья и английская знать высоко ценили изящные искусства и покровительствовали им. Здесь жили и работали лучшие музыканты своего времени. Среди них – сын великого Баха, Иоганн Кристиан Бах, который полюбил мальчика и много занимался с ним.
Вольфганг был живым и любознательным ребенком. Его радовали новые впечатления. Он с удовольствием гулял по набережной Темзы, осматривал Тауэр, собор св. Павла и Вестминстерское аббатство. Но ничто не могло сравниться с той радостью, которую он получал от музыки.
Вольфганг много концертировал. Он выступал перед королевской четой, в домах аристократов, а также давал публичные концерты. Мои дети имели такой огромный успех, что я даже позволил публике присутствовать на их ежедневных домашних репетициях. Но гораздо важнее исполнительского успеха было то, что в Великобритании Вольфганг сильно вырос как композитор. Здесь он сочинил свою первую симфонию.
Учитель: Симфония – крупное произведение для оркестра в четырех частях – станет одним из главных жанров в творчестве Моцарта. Необычайно искренняя и трепетно-нежная музыка симфонии № 40 восхищает слушателей уже более двухсот лет. Сегодня она звучит для нас.
Звучит Симфония № 40 g-moll, I часть (фонограмма).
Учитель: Друзья! Сегодня мы следом за Моцартом «побывали» в четырех странах Западной Европы. Воспользуйтесь атласом и ответьте на вопрос: что общего в этих странах, что их объединяет?
Ученики: Это страны Западной Европы. Это страны умеренно-теплового пояса.
Страны находятся в области умеренно-континентального климата. Страны находятся в зоне смешанных и широколиственных лесов. На равнинах этих стран преобладают бурые лесные почвы. Территории этих стран связывают Альпы. Эти страны связаны с именем и творчеством Вольфганга Амадея Моцарта.
Учитель: Да, ребята, вы правильно ответили. С одной стороны, в этих странах разный ландшафт, разный климат, люди говорят на разных языках. И тем не менее у народов этих стран много общих интересов, они сотрудничают между собой и имеют общие духовные ценности. Среди вечных ценностей – музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Каждая из этих стран внесла свой вклад в становление музыканта и композитора. Он же озарил их светом своего таланта, и сейчас, спустя столетия, его музыка несет радость людям всех стран на всех материках.
Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке и заслужили хорошие оценки. Я прошу вас дома отметить на контурной карте те страны, которые мы «посетили» вместе с Моцартом, подписать названия их столиц и крупнейших рек; составить сравнительную характеристику двух «моцартовских» стран по вашему выбору с учетом их природной и социально-экономической специфики. s amadeem po evrope chaynvord
Творчество Моцарта – это вершина мировой культуры. Путь к ней занимает долгие годы: мы всю жизнь поднимаемся по ступенькам знаний о мире и об искусстве. И чем больше этих знаний, чем богаче наш слушательский опыт, тем ближе мы к Моцарту. В конце урока я предлагаю вам чайнворд «Ступеньки к Моцарту», который позволит применить знания по географии и музыке, полученные на сегодняшнем уроке.

Чайнворд "Ступеньки к Моцарту" 1. Музыкальное произведение для солирующего инструмента с оркестром. 2. Река в Лондоне. 3. Одно из первых произведений маленького Моцарта (а также быстрый темп в музыке). 4. Англия как часть суши, окруженная водой. 5. Город, в котором Моцарт жил в зрелые годы, столица Австрии. 6. Горы, у подножия которых находится Зальцбург.

Детская школа искусств №2