Синквейн в учебном процессе

Учитель обязательно имеет в своем багаже набор методик, помогающих пробудить творческую активность ученика. Это и участие в проектной деятельности, и составление кроссвордов, и подготовка виктории. Одна из таких методик – написание синквейна. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стал использоваться в дидактических целях. Он требует от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейн – это не просто стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1-я строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2-я строка – два прилагательных или причастий, выражающих главную мысль.

3-я строка – три глагола или деепричастий, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза, описывающая отношение автора к главной мысли.

5-я строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составление cинквейна – дело несложное и интересное. Работа над созданием синквейна развивает образное мышление и речь. Это эффективный метод высказать собственное отношение к описываемому объекту. Синквейны полезны в качестве инструмента, развивающего у детей умение синтезировать сложную информацию. Учителю они позволяют оценить понятийный и словарный багаж учащихся.

На некоторых занятиях учебного курса «Беседы об искусстве» мы с учениками сочиняем синквейны на разные темы. Начинаем с 1 курса. Ребята включаются в работу быстро. Они увлеченно подбирают слова, уместные для каждого задания.

 

Вот примеры синквейнов:

Орнамент
восточный, загадочный
струится, поёт, обволакивает.
Линии сплетаются друг с другом.
Традиция.

 

Амфора
стройная, гордая
сверкает, зовёт, удивляет.
Орнамент покрыл её формы.
Античность.

 

Романский стиль

Мощный, устойчивый

Стоит, пугает, зовёт.

Я вижу ясный архитектурный силуэт.

Средневековье.

В нашей школе 26 ноября 2013 года проходил фестиваль «Пусть всегда будет мама», который включал в себя большую концертную программу, конкурс фотографий «Милая мама» и конкурс сочинений. На уроке «Беседы об искусстве» мы с ребятами затронули тему «Образы материнства в изобразительном искусстве». Дети рассматривали работы русских (А. Венецианов, Ф. Малявин) и зарубежных (Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Г.Климт) живописцев и скульпторов (Ф.Каменский). Они увидели нежность, заботу, тревогу, радость изображенных мам.

В конце занятия ребята выполнили творческое задание – каждый из них написал синквейн о своей маме. Предварительно дети познакомились с правилами написания синквейна, посмотрели примеры. Потом они увлеченно творили. Закончив сочинять, каждый аккуратно переписал своё творение на небольшой цветной картон: подарок маме был готов.

Вот некоторые примеры:

 

Мама

Красивая, стройная

Любит, учит, заботится.

Я вижу в ней лучшую маму на свете.

Доброта. (Рыжова Рита)

 

Мама

Милая, добрая

Радует, любит, не бросит.

Мы с тобой хорошо проводим время.

Люблю тебя! (Качайкина Диана)

 

Мама

Заботливая, ласковая

Любит, учит, наставляет.

Я радуюсь каждому моменту жизни с ней.

Родная. (Кудельникова Настя)

 

Мама

Добрая, заботливая.

Помогает, греет, восторгается.

Она радует каждый день.

Семья. (Зинова Женя)

 

Мама

Любимая, ласковая

Любит, дорожит, оберегает.

Она единственная на свете.

Жизнь. (Афонина Лилия)

 

Мама

Милая, любимая

Согреет, пожалеет, обнимет.

Мне хорошо с тобою.

Люблю! (Шишканова Яна)

 

 

Адаева Наталья Анатольевна,

 

преподаватель курса «Беседы об искусстве» ДШИ№2

 

Детская школа искусств №2