Урок-концерт, посвященный Международному Дню музыки

Анна Дмитриевна Яковлева,

преподаватель предмета "Музыкальная литература" ,

кандидат педагогических наук

Сценарий тематического урока-концерта, 

посвященного Международному Дню музыки 

Звучит музыка в записи: Моцарт Концерт для ф-но № 21 С-dur, 2 ч.
На фоне музыки читают ведущие.
Ученик 1

«Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей...

Она везде и вечно спутник мой.

Ученик 2.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней - просто миг и долгие века.

Мы ей за все «спасибо» говорим

И, веря в торжество ее, - творим!»
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Этоурок-концерт, который посвящен Международному Дню музыки.В 1975 году по решению ЮНЕСКО был учрежден этот праздник, который проводится 1 октября. Одним из основателей этого дня был Д. Д. Шостакович – великий композитор – классик XX века. 

День музыки отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. И мы с вами 1 октября пойдем на концерт в Театр Драмы, где будут выступать лучшие музыканты города.

Международный день музыки стали отмечать в XX веке. Но с музыкой человечество знакомо с давних времен.Библейский царь Давид играл на псалтири (род арфы), а Орфей – на лире. Изображения музыкантов мы видим на египетских фресках, на античных вазах. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться. 

Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Композиторы разных стран и эпох пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки. 

И мы знаем многих из них.

ЗАДАНИЕ 1

Назовите известных Вам композиторов и ваши любимые музыкальные произведения.

Ученики называют имена композиторов, их произведения.

ЗАДАНИЕ 2

Узнайте композитора по портрету(на слайдах – портреты зарубежных и русских композиторов).

ЗАДАНИЕ 3

(Звучит Хоральная прелюдия фа-минор Баха для органа в записи).

- Что за инструмент звучит и кто автор этого произведения

ЗАДАНИЕ 4

(Звучит клавесинная музыка в записи – Бах, инвенция До-мажор).
- Что за инструмент звучит и кто автор этого произведения?

УЧИТЕЛЬ. Музыка окружает нас повсюду. Как было сказано в стихотворении, открывшем урок, она – «И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав, и в радуге цветов». С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери, звучит на улице, в кино, в театре. Музыка - везде. Музыка-отражение мира. И об этом – стихотворение В.Семернина.

Ученик 3 (читает стихотворение)

Вадим Семернин. «Музыка всюду живет»

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада...

Чуткая музыка всюду живет -

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

Учитель.Музыкаэто великое чудо.Она обладает великой силой воздействия на чувства человека. Музыка заставляет нас грустить и радоваться, она наполняет энергией и заставляет задуматься. «Музыка – могучий источник мысли» (В.Сухомлинский).

В 18 веке в Германии жил великий композитор – философ, мыслитель, музыка которого возвышает дух и заставляет думать о важном, о вечном. Именно о нем Бетховен сказал: «Не ручей! – Море должно быть ему имя». Кто это?

Ученики: Иоганн Себастьян Бах.

Учитель. Великий гений и великий труженик. Он постоянно работал, поражая окружающих своим трудолюбием и мастерством. А на вопрос, как достиг он такого совершенства, композитор ответил однажды: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».Мы все должны помнить эти слова.

Творчество гения – бесценное сокровище. Как рождается музыка? Это великая тайна. Многие пытаются к ней прикоснуться, приподнять ее завесу.

И сейчас мы послушаем песню Стаса Намина «Ты только слушай» («Бах творит»). Представим себе ночной Лейпциг, одинокую свечу и музыку, которая рождается под пальцами гения.

Стас Намин "Бах творит" (песня звучит в записи)

Спит древний город
Забыв во тьме дневную суету
Спит во власти сонной тишины
Скрыв во мрак дневную красоту
Лишь где-то вдруг свеча горит
И в спящем городе орган звучит
            Бах творит, и только звёзды
            Смотрят вниз, роняя слёзы
            Бах творит
Ты только слушай
И сам поймёшь ты всё без лишних слов
Всё, что скрыто в сердце у тебя
Всё, что в глубине твоей души
Вдруг свет волшебный озарит
Когда над городом орган звучит
            Бах творит, и только звёзды
            Смотрят вниз, роняя слёзы
            Бах творит

Это была песня о Бахе. А сейчас мы услышим музыку Баха в исполнении учащихся старших курсов нашей Школы Ксении Свиягиной и Евгения Козлова. Но сначала-задание.

ЗАДАНИЕ

Пожалуйста, вспомните, как называются произведения Баха, состоящие из ряда пьес-танцев 17-18 века.

Ученики: сюиты

Сюиты и партиты написаны Бахом для клавира, скрипки, виолончели. А еще – для лютни. Переложения лютневой музыки для гитары вы и услышите.

Бах.Сюита ля-минор. Прелюдия. Исполняет Свиягина Ксения.

Бах. Партита ми-минор. Аллеманда. Исполняет Евгений Козлов.

Человечество не мыслит свою жизнь без музыки. Мы можем не понимать языка других народов, но язык музыки понятен всем. По выражению Карла Вебера, «Музыка — истинная всеобщая человеческая речь». И снова музыка говорит с нами.

Фернандо Карулли. Дуэт. Исполняет ансамбль «Пилигрим».

Дорогие друзья! Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу, за внимание. Я искренне хочу, чтобы вы любили музыку и не расставались с ней всю жизнь.

И в заключение – слова Д.Д. Шостаковича. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вынайдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Детская школа искусств №2