Из опыта кураторской работы в оперной студии

iz opita kuratorskoy raboti v opernoy studii Eto  - mi    Куратором я стала очень давно – в 1982 году. В это время я окончила музыкальное училище по классу фортепиано и начала работать в сельской музыкальной школе. Так случилось, что двое моих коллег (преподаватели фортепьяно и теоретических дисциплин) одновременно ушли в декретный отпуск, и я стала вести все предметы у своих пианистов – хор, музыкальную литературу, сольфеджио, т.е. фактически это были полностью мои дети, за которых я отвечала как педагог.
Было очень большое желание работать, было вдохновение – и поэтому хотелось дать этим детям как можно больше, тем более что они были очень благодатным материалом, жадно впитывая все – неравнодушные и любопытные мои сельские дети!
Первая опера, которую я поставила сама, называлась « Муха – Цокотуха». Мы разучивали вокальные партии, вместе с детьми делали костюмы и декорации, привлекая родителей и знакомых, которые могли помочь. Спектакль удался на славу! Это была моя первая, пока еще не осознанная попытка создать единый детский коллектив, что не совсем характерно для музыкальной школы.
Теперь вот уже 17 лет я работаю в школе искусств концертмейстером и одновременно куратором группы оперной студии. Наша «специальность» - создание музыкального спектакля. А цель педагогики всегда одна – воспитание всесторонне развитой ,социально адаптированной гармоничной личности. И вот в процессе решения текущих задач по постановке спектакля мы и идем к достижению нашей главной На выставке цели.
Обучение в нашей школе 3-х летнее. Группа набирает и выпускает детей ежегодно, поэтому одновременно есть учащиеся всех курсов – дети от 8 до 16лет. Таким образом, наша студия похожа на большую семью, где есть дети разного возраста. Семье сейчас уделяется большое внимание, и я рада, что мы идем в ногу со временем, и наши дети могут хотя бы в нашей школе почувствовать себя частью именно большой семьи. Ведь в школе они все ровесники, у них примерно один уровень развития, одинаковый в чем-то жизненный опыт, а здесь не так – есть старше тебя, есть младше, есть 1 курс, а есть 3, и т. п.. И как показал опыт, интереснейший опыт нашей работы, это очень жизнеспособная форма детского кол-ва, очень правильная с психологической точки зрения. Кому-то нужна твоя помощь, но и ты можешь надеяться на другого. Кто-то уверен в себе, а кто-то стесняется; кто-то поет лучше, а кто-то лучше танцует; кто-то может утешить, дать полезный совет, а другой смотрит и учится выходить из трудной ситуации. Ведь это давно известная закономерность – дети учатся друг у друга гораздо легче, чем у взрослых. Но конечно, весь процесс детских взаимных отношений находится под неослабным вниманием взрослых – меня и ведущего преподавателя. Мы формируем стиль общения детей, мы создаем ту атмосферу, в которой растут наши дети. А они действительно растут – и физически, и умственно, и нравственно. И как приятно видеть свои победы – пусть маленькие, но несущие День имениника в себе – мы надеемся, мы верим в это! – семена больших и добрых плодов. Сегодня мальчишка смог заставить себя преодолеть страх сцены и допеть до конца – это ли не начало воспитания воли к победе И умение взять себя в руки, и навыки доброжелательного, вежливого общения, и поддержка товарища в трудную минуту, и умение работать в команде – все это формирует Человека, здоровую, жизнеспособную личность.
Но бывают не только победы. Бывают и поражения – досадные, с которыми ты, как ни бьешься, ничего не можешь сделать. Заходишь то с одной стороны, то с другой, меняешь тактику, просишь помощи и совета – но увы, результата нет. Тогда это становится твоим опытом, пусть и негативным. А с опытом приходит мудрость и умение анализировать ситуацию, предвидеть какие-то моменты, избегая их в будущем.
Очень помогает нам тот вид искусства, которым мы занимаемся. Ведь музыка – это красота, красота чувств, гармония мира, выраженная в звуках. И если научить ребенка любить искусство в себе, а не себя в искусстве, то можно достигнуть больших успехов в этическом и эстетическом воспитании.
А над всем этим – терпение. Несмотря ни на что – ни на трудных родителей, ни на проблемные характеры, инфантильность, избалованность, строптивость нынешних детей – терпение, терпение и еще раз терпение. Ведь врач лечит любого пациента, который к нему пришел, он не может выгнать его потому, что тот ему не понравился. Так и мы – будем воспитывать любых, по мере своих сил и возможностей.
А силы и возможности мы черпаем - в любви. Потому что мы их очень любим, наших деток, сочувствуем им – они, в отличие от нас, живут не в самое простое время. И мы сделаем все, что в наших силах, чтобы они выросли здоровыми и счастливыми, постараемся вложить в них все лучшее, что когда-то получили сами. А наши ученики, мы надеемся, передадут эту эстафету дальше.
К нам регулярно приходят в гости бывшие выпускники, У нас успели поучиться уже дети наших учеников. И поэтому меня не терзают смутные сомнения в правильности выбора жизненного пути. Мне не станет мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Мы с вами делаем нужное, важное дело, а значит, наша жизнь проходит не зря!

Детская школа искусств №2