УРОК 1. РИСУНОК НАТЮРМОРТА СО СТЕКЛЯННЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, 2 класс

urok1 1Задание для групп ДООП ДПТ: Дизайн одежды и ткани 2 класс, ХОД 2 класс
Преподаватель Лесина Юлия Викторовна.
Выполнение данного задания рассчитано на 6 академических часов (по 1 часу в неделю).
Выполняем по этапам, промежуточные стадии выполнения отсылаем на электронную почту преподавателю Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Сроки сдачи работ для групп будут указаны в следующей части урока.
КАК ПОСТАВИТЬ НАТЮРМОРТ. Возьмем несложные по форме стеклянные предметы, которые найдутся дома. Например: бутылка, стеклянная банка (с вареньем, заготовками), ваза, графин и т.п. Пусть в нашем натюрморте будет 2-3 героя. Можно дополнить композицию одним фруктом или овощем (на примере – помидор).
Фоном может служить кухонное полотенце (желательно однотонное). Компонуем эту группу предметов. Расположить можно на подоконнике (тогда будет естественное освещение, но нужно исключить прямые солнечные лучи), можно на столе или стуле. В любом случае - ниже уровня глаз. Если натюрморт плохо освещен, следует направить на него настольную лампу. Работа будет выполняться довольно длительное время, поэтому иметь постоянное освещение будет удобнее.
Выполнять работу будем ГРАФИТНЫМ (простым) КАРАНДАШОМ (ТМ-НВ, М-В) на формате А4.Также нам понадобиться ластик, полоска бумаги с ровным краем для измерений и выравнивания прямых линий.
Часть 2
urok2 1Итак, перед нами реальные предметы натюрморта и рабочий лист, как окно в пространство, где должны разместиться "герои" натюрморта.
Выбираем ориентацию нашего формата в зависимости от пропорций предметов (если сильно вытянуты в высоту – вертикальный).
Сперва оценим расположение предметов относительно друг друга. Допустим, помидор находится ближе к нам, банка дальше, более всех удален графин. Значит помидор рисуем чуть ближе к нижнему краю листа, банку
urok2 2 подальше, соответственно графин – на третьем уровне.
Первый этап – КОМПОНОВКА. Намечаем ЛЁГКИМИ (чуть заметными) линиями расположение банки и графина (как прямоугольник) и помидора (как круг). Не нужно стараться делать идеальные формы, линейка не нужна. Вспоминаем ПРАВИЛА удачной КОМПОНОВКИ: от нижней границы изображений до нижнего края листа расстояние больше, чем от верхней границы изображений до верхнего края листа. Чтобы более крупному предмету (графину) не было тесно, даём больше простора до края, чем вокруг помидора и банки (их можно поставить чуть ближе). Учитываем при компоновке пропорции (соотношение ширины и высоты предмета), размерные отношения предметов друг к другу.
Часть 3
urok1 4Второй этап работы – ПОСТРОЕНИЕ. Построение ведется легким нажимом на карандаш. Внимательно оценим пропорции чашки, то есть соотношение ширины и высоты, измерим методом визирования: сколько раз ширина укладывается в высоте, (также поступим с другими элементами формы, если они есть – ручка, крышка, утолщение и т.д.). Изображаем помидор, оценив его размеры относительно размеров банки.
Банка, графин – симметричные предметы. Намечаем ось симметрии (строго по центру формы и строго вертикально). Пользуемся полоской бумаги с ровным краем для выравнивания линий формы, линий построения, выполнения измерений по засечкам. Рисуем банку и графин насквозь, будто они совершенно прозрачные. Изображаем ЭЛЛИПСЫ (окружность в перспективе). Обязательно-дно, горлышко и структурные элементы формы( лини перехода этих эле
urok1 5ментов).Это в основном это- цилиндр, конус, шар ( если разобрать формы предметов на простые элементы).
Чем дальше эллипс от уровня глаз (сильно выше или ниже), тем его раскрытие больше. Все эллипсы симметричны, имеют округлые формы, без заострений. Чтобы изобразить эллипс, намечаем меньшую ось (вертикальная, совпадает с осью симметрии чашки) и большую ось (горизонтальная, перпендикулярна меньшей), отмечаем на них парные размеры.
Уточняем форму овоща. Томат – природная форма, строгой симметрии в нем нет (строить по осям не нужно). Проверили качество построения. Стираем линии построения (осевые), оставляем только линии видимого контура, намечаем тени, блики (если есть) и линию перехода вертикальной плоскости в горизонтальную (за предметами). Все линии должны оставаться не яркими.

Часть 4

urok1 6urok1 7Переходим к третьему этапу – ТОНАЛЬНЫЙ РАЗБОР. Начинаем прокладывать тон каждого элемента натюрморта, в зависимости от его окрашенности. Мы ставили натюрморт на нейтральном фоне (в предложенном варианте предметы: светлее фона – графин, темнее фона – помидор и самое темное пятно – банка. Поэтому покрываем элементы соответствующим тоном. Штриховка должна быть ровной, однородной (без сгущений и пробелов), желательно по форме предметов. Сразу весь фон заполнять не нужно. Падающие тени пока не выполняем (белых пустот не оставляем, можно проложить средним тоном).

urok1 8Теперь нужно «вылепить» форму предметов, сделать их объём. Для этого добавляем полутени – такими же лёгкими касаниями карандаша. Усиливаем тон еще одним легким слоем штрихов в местах собственных теней. Учитывая небольшие отличия, анализируя нюансы освещенности, передаём объём как можно точнее. Выполняем падающие тени, замечая их особенности (резкость, нurok1 9асыщенность тона у основания предметов и ослабевание по мере отдаления от предмета).

Продолжаем работать над пространством картины. Как распределяется свет внутри постановки на фоне? Предметы закрывают часть светового потока, поэтому за предметами будет темнее. Штриховку следует накладывать вертикально на вертикальную поверхность, горизонтально - на горизонтальную плоскость. Следим за качеством штриха.

Завершающая стадия - анализ деталей. В нашей учебной работе мы стараемся передать стеклянную поверхность. В натюрморте – два предмета из стекла. Особенность стеклянной поверхности – наличие бликов, отражений (поскольку стекло имеет гладкую поверхность) и в данном случае с графином – прозрачность. Мы видим через стекло графина фон. Дно графина тоже просматривается полностью, но преломляясь через толщу стекла, кажется искаженным и слоистым. Все, что заметили в натуре, анализируем и отражаем на рисунке.

Свет на предметы натюрморта падает слева, значит, падающие тени образуются справа от предметов. Как распределяется свет на цилиндрической, конической и шарообразной поверхности мы уже с вами знаем (См. пособие "Разнонаправленные штрихи в рисунке тел вращения"). Все предметы имеют рефлексы – отражения окружения. urok1 10У стеклянных предметов они более выражены. Обратите внимание, в собственной тени банки светлое пятно (отражение графина). А на освещенной поверхности графина – темное пятно от банки. На нижней части помидора в собственной тоже проявляется рефлекс (от горизонтальной поверхности, куда мы положили ткань). В прозрачном стекле можно заметить более резкие переходы. С помощью ластика выделяем блики.

Оценим взглядом работу. Предметы достаточно объёмны? Есть ли плановость, передано пространство? Нет пропадающих и спорящих друг с другом мест? Соответствует ли тон предметов их тональной окраске? Аккуратно ли выполнена работа?

Поздравляю, первый самостоятельный опыт длительного академического рисунка состоялся!

Работа разделяется на этапы: 1. КОМПОНОВКА, 2. ПОСТРОЕНИЕ (качественно выполняем в течение двух занятий, высылаем Лесиной Юлии Викторовне после каждого занятия, то есть до 16 апреля, до 23 апреля)

3. ТОНАЛЬНЫЙ РАЗБОР (также каждую неделю после занятий по вашему расписанию)

Жду ваших работ, вопросов.

То, что получилось фотографируем и отсылаем на электронную почту преподавателю Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

 

Детская школа искусств №2