17 Октябрь 2014

Методические рекомендации «Чтение с листа в практической деятельности начинающего концертмейстера»

07162Постепенно, год за годом совершенствуется пианист-концертмейстер, усваивая законы ансамблевых соотношений, развивая в себе чуткость к партнеру, учится слышать солиста всем своим существом. И, конечно же, неотъемлемой частью работы концертмейстера является чтение с листа незнакомого ранее нотного текста.

Чтение с листа – специфический вид музыкальной деятельности, требующий от пианиста особых навыков. Опытные концертмейстеры говорят – чтобы научиться читать с листа, нужно как можно больше читать с листа. Несмотря на внешнюю афористичность, в этом высказывании есть большая доля справедливости. Это действительно так. Умение читать с листа требует большой практики и постоянного совершенствования. В процессе практической деятельности концертмейстера вырабатывается ряд важных навыков. Хотелось бы остановиться на них особо.

Первый навык - это умение играть не глядя на клавиши, т.е. хорошо чувствовать клавиатуру, «знать» руками расстояния скачков, расположение нот и т.п.

Второй навык – это умение быстро проанализировать фактуру, безошибочно отделив главное от второстепенного, сохранив все самое важное (гармоническую функцию, ритмическую сетку) и при необходимости упростить ее. Само собой разумеется, что пианист твердо усвоил закономерности классической гармонии. И тогда выработке этого навыка очень хорошо способствует игра гармонических последовательностей. Последовательности должны быть в разных положениях и в различных тональностях. Тогда формируется определенная мышечная память, и руки уже сами «знают», как взять тот или иной аккорд. Также можно посоветовать поиграть трехстрочную нотную запись двумя руками, пытаясь воспроизвести мелодию и основные особенности аккомпанемента, или же поиграть хоровые партитуры. Также необходимо выработать ощущение вертикали с нижней ноты. Обязательно точное воспроизведение мелодии, если есть вступление или отыгрыш. При этом нужно настраивать себя на игру без остановок, все время устремляя свое внимание вперед, за партией солиста.

Обязательно нужно учиться видеть строчку солиста, следить за развитием вокальной партии. Не нужно забывать о том, что пианист играет не сам по себе, а в ансамбле, поэтому он должен быть готов помочь солисту – например, подготовиться к высокой ноте, поддержать в кульминации, вовремя вступить после паузы, подыграть мелодию (особенно важно при работе с детьми).

Также нужно вырабатывать умение видеть текст графически. Это значит добиваться прямой связи: вижу ноту – нажимаю клавишу; при этом необходимо научиться видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи.

Чтобы успешно прочитать с листа незнакомое произведение, можно предложить следующий алгоритм действий:

  1. Просмотреть глазами или пропеть про себя строчку солиста, отметить особенности развития мелодии, вокальные трудности, украшения, ферматы, паузы, высокие ноты или наоборот низкие, чтобы не заглушить солиста, так как в низкой тесситуре голос звучит менее ярко.
  2. Представить себе исполнительский план, динамику, темпы, кульминацию и т.п. Обязательно учесть авторские ремарки о характере произведения.
  3. Проанализировать текст с точки зрения гармонии, отметить все модуляции, отклонения, альтерации, басовую линию, повторяющиеся построения.
  4. Просмотреть структуру аккордов.
  5. Если есть большие скачки на дальние расстояния – отметить особо.

Когда пианист достаточно долго практикуется в чтении с листа, он начинает просто «видеть» нотный текст, подобно тому, как мы «видим» слово, а не читаем его, складывая из букв и слогов. Поэтому очень важно начинать учить чтению с листа в раннем возрасте, и не только чтению, но и транспонированию, так как навык транспонирования дает свободу владения клавиатурой, которая так необходима при чтении с листа.

В заключении хочется добавить, что дорогу осилит идущий, и тот, кто поставил себе целью добиться успеха в какой-либо деятельности, обязательно этого достигнет, если будет руководствоваться определенными правилами и прилагать собственные усилия.

  Шутова Е.Ю., концертмейстер I квалификационной категории

 

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. О работе концертмейстера / Мос.конс., ред.-сост. Смирнов - М.: Музыка, 1974.
  2. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Методические основы – Л.: Музыка, 1972.
  3. Савельева М.В. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.3 – М.: Музыка, 1991.
  4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996г.
Читать далее
Детская школа искусств №2