Февраль 2011

25 Февраль 2011

Юрий Борисович Норштейн

e39e5ab143d1ezhik04В последние дни мая в наш город приезжал удивительный человек Ю.Норштейн. Встреча с ним прошла в Доме Ученых. Уже закончились занятия в школах, многие учащиеся разъехались, но я хочу, что бы этот гость нашего города не остался незамеченным для учеников нашей школы искусств, особенно учащихся отделения «Театральный дизайн», которые изучают предмет «Компьютерную графика».

Итак, Юрий Борисович Норштейн – режиссер, сценарист, продюсер, актер. Родился 15.09.1941г в деревне Андреевка Пензенской области, где его родители находились в эвакуации. Вырос в Москве, в Марьиной роще. Учился в Детской художественной школе Краснопресненского района (1956-58), на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» (1959-61). В 1961 году устроился на киностудию «Союзмультфильм».

pics.130-1В творчестве Норштейн использует специальную технику многоярусной перекладки изображения, что придаёт мультфильмам эффект трёхмерного изображения, и наотрез отказывается пользоваться анимационной компьютерной графикой. В течение многих лет он работает вместе со своей женой художником-мультипликатором Ф. Ярбусовой и оператором А. Жуковским.

Мультфильмы "Лиса и заяц", "Цапля и журавль", "Ежик в тумане", "Сказка сказок" создали Юрию Норштейну славу открывателя небывалых, гениальных пространств в мультипликационном кино и не остались не замеченными:

  • 1979 г. - Государственная премия за мультипликационные фильмы «Лиса и заяц» (1973), «Цапля и Журавль» (1974), «Ёжик в тумане» (1975).
  • 1984 г. - II анимационный референдум в Лос-Анджелесе - «Сказку сказок» признали лучшим мультиком всех времен и народов.
  • 1989 г. - премия им. А.Тарковского «За авторский вклад в развитие искусства».
  • 1991 г. - Кавалер Ордена искусства и литературы Франции
  • 1995 г. - медаль Международного союза журналистов «За вклад в развитие искусства мультипликации и фильмов для детей и юношества».
  • 2003 г. - Фестиваль Лапута в Токио - «Ежик в тумане» победил, а «Сказка сказок» стала второй.
  • 2004г. - награжден японским Орденом восходящего солнца "За заслуги перед Японией и японским обществом", так является одним из художников, оказавших огромное влияние на японскую мультипликацию.

В 1981 году Норштейн начал работу над мультипликационным фильмом «Шинель».

«Почетный Профессор ВГИКа. Член АСИФА. Автор книг: «Снег на траве. Главы из книги» (2005) и «Сказка сказок» (2005). Неоднократно публиковал статьи об искусстве анимации. Преподавал на факультете анимационного кино Высших курсов сценаристов и режиссёров. Читал лекции во многих странах мира, в т.ч. Великобритании, Венгрии, США, Франции, Швеции, Японии.

Ю. Норштейн о процессе творчества: Я не помню фильма, где было бы легко. В основном, вся работа строилась на колоссальном внутреннем напряжении и колоссальном давлении. Я не веду себя как режиссер, который один знает, какое действие будет дальше. Я всегда рассказываю, каким фильм видится мне в этот момент. Художник ориентируется в пространстве - и в тональном, и в графическом… я объясняю: "Вот здесь изображение должно рвануться, как будто медведь провел когтями по стволу дерева, - чем выше, тем сильнее. А здесь - перейти на идеальную, какую-то атласную, мягчайшую гармонию. Этот кадр должен рисоваться, будто его простегали нитью, а этот из глубины на меня прорастать…" Я хорошо чувствую изображение, внутренние контрасты, напряженность, сумрак его, развитие, точку, через которую внимание зрителей проходит в кинокадр… И все это я показываю художнику в раскадровке. Я как бы даже и не всегда способен объясниться иначе, должен что-то на бумаге начеркать. Сделать быстрый набросок, и иногда он бывает достаточно выразителен.

-Юрий Борисович, творчество – занятие довольно мучительное. Когда вы чувствуете себя счастливым?

Когда я гуляю по лесу в осенние дни, под ногами чавкает грязь и моросит мелкий дождик. И я могу предаваться своим мыслям, смотреть на увядающую листву и точно знать, что на следующий год это все опять прорастет буйным цветом. Вот это для меня и есть – счастье.

-А ваше первое впечатление от искусства?

Когда мне было лет семь, мне в руки попал сборник "Третьяковская галерея". Каюсь, я украл оттуда четыре картинки: "Голову Иоанна Крестителя" Иванова, "Троицу" Рублева, "Анкор, еще Анкор" Федотова - я так долго смотрел на эту картину, что у меня было полное ощущение того, как прыгает пудель, я слышал стук его лап. И "На пашне" Клодта – меня поразило то, как там была написана земля: как она блестит на солнце, и круп лошади отражает свет. Я ничего там не понимал, конечно. Но видимо есть какая-то тайная сила, которая апеллирует к инстинкту, а не к сознанию.

Ю. Норштейн: «Если выходишь на улицу и не чувствуешь, как пахнет листва, не видишь, как пузырятся лужи, как старуха в магазине пересчитывает мелочь, оглядывая прилавки, — тебе делать в искусстве нечего».

Обязательно посмотрите работы Ю.Норштейна, хотя бы «Ежик в тумане» по адресу: http://multikonline.ru/russkie-multfilmy-online/

 

Степанова Г. Ю.,

 

Читать далее

15 Февраль 2011

На заставе 2010 г.

na zastave v puti

na zastave artisti i zriteli

«Как родная меня мать провожала,

Тут и вся моя родня набежала…»

 

12 февраля в преддверии празднования Дня защитника Отечества участники ансамбля народной песни «Горница» (руководитель Оськина И.З., концертмейстер Бельдюгин С.Н.) посетили с концертной программой военную заставу.
С большим интересом молодые солдаты na zastave s sobakoy

na zastave soldatskaya pesnya слушали старинные народные песни в исполнении юных артистов. А под песню «Порушка» некоторые из солдат, ко всеобщему удивлению, пустились в пляс. Это было так здорово!
Воины приготовили музыкальный подарок – авторские песни.
После культурной программы все пошли пить чай со сладостями.
Когда ребята уезжали с заставы, вслед им кричали: « Приезжайте ещё к нам. Мы будем вас ждать».
Оськина И.З.

Читать далее
Китайские телефоны и все для них
Детская школа искусств №2